Проходи, гостем будешь!
Несмотря на перманентные социальные потрясения, бардовская песня не исчезает. На российском западе она культивируется самым энергичным образом. Там весь летний сезон проходит огромное количество больших и малых фестивалей, где люди с гитарами поют о веселом и грустном, наболевшем и радостном. Увы, на Дальнем Востоке, а особенно в Приамурье, уже двадцать лет идет резкий спад таких форумов. Узнав, что в Хабаровске начинает работу туристический слет, в сущности повторяющий съезды любителей Окуджавы и Высоцкого, Визбора и Кукина, я купил билет на поезд.
Для того чтобы быть на подобном слете своим человеком, необходимо, как минимум, одно условие: горячо и беззаветно любить бардовскую песню. Именно любовь к ней заставляет отложить самые срочные дела, вооружиться палаткой и керосинкой, топором и ножом, необходимым запасом пищи, а также средством против комаров и мошки. В этот список, разумеется, попадает гитара. Но не всегда. Музыкальный инструмент — не обязательный атрибут для истинного любителя самодеятельной песни. Есть масса людей, которые не владеют семи- или шестистрункой, но неизменно посещают все бардовские сходки.
Местом встречи любителей вспомнить песни Кима и Клячкина, Анчарова и Матвееву у хабаровчан традиционно считается лесная поляна неподалеку от поселка Бычиха. Едва я вышел из такси, как ко мне бросился организатор мероприятия Алексей Иванов — высокий сорокалетний мужчина с бородкой клинышком. Пожал крепко руку и, подхватив мои вещи, семимильными шагами двинулся в сторону лагеря. Кирзовые сапоги его полностью утопали в густой и мокрой траве. Под навесом на сбитом из досок столе высилась огромная кастрюля, из которой обильно шел пар — гречневую кашу с тушенкой только что сварили. Но рядышком находилось еще более интересное мероприятие — дымился мангал, где аппетитно жарилось мясо на шампурах. «Подходи, желанный гость, свежей гречкой побалуешься», — любезно предложил Иванов.
В тон ему отозвался второй мужчина, тот, что готовил шашлыки.
— Да, благовещенцев тут не было сто лет, — сказал он. — Давай-ка с дальней дороги покушай вкусного шашлычка!
Я не сразу узнал его, мы не виделись девять лет — патриарх бардовского движения, режиссер, драматург, звукооператор Сергей Рыбалка широко известен в бардовских кругах от Владивостока до Петербурга.
Все смешалось: машины и люди
Раньше люди приходили на «лесной» фестиваль, чтобы самим спеть и других послушать, пешком, а сейчас, как правило, все на колесах. Всеобщая автомобилизация сыграла пагубную роль. Море зелени и свежий воздух буквально утопали в выхлопных газах. Был и еще один минус. «Пешеходы» спешили к дощатой эстраде, дружно приветствовали номера тех выступающих, которые пришлись им по сердцу. А автомобилисты вообще не появлялись у эстрады. Фестиваль бардовской песни они использовали как очередной повод погулять на природе. Спроси их: кто был на слете, откуда, какие и о чем песни пел — не скажут. Не интересно им это было.
— Ничего тут не поделаешь, — вздохнул Владимир Ким из Арсеньева Приморского края. — В идеале такие творческие встречи нужно проводить в крытом помещении. Туда и машина не проникнет, и пить-есть не будут во время концерта. Но это в советские времена нас, бардов, охотно пускали в залы домов и дворцов культуры, а сейчас за аренду требуют немалых денег. Вот мы и вынуждены уходить в леса. Слава богу, что они еще не частные.
Новые имена
В тот же день, как я приехал, состоялся ознакомительный концерт. Демократия была полная. Каждый выходил на импровизированную сцену и пел, что хотел. Но не больше трех-четырех вещей. Требовалось соблюдать деликатность: каждый хотел выступить перед публикой. Вдобавок, если ты увлекался успехом, это могло принести большие огорчения: после третьей песни, например, тебе аплодировали так, что, наверное, в дачном поселке было слышно, а после четвертой могла наступить зловещая тишина или жидкие хлопки. Значит, ты уже надоел зрителю.
Барды, как известно, делятся на две категории: авторы и исполнители чужих песен. Последним гораздо легче. Взял популярную вещь, выучил, один в один, и показывай ее, сколько хочешь. Публике-то она нравится. То есть успех в принципе запрограммирован. С авторской песней в тысячу раз труднее. Ты поешь свою песню, публике она незнакома, и ты вынужден сам отвечать за свои ошибки и недочеты.
— Мы хоть как-то стараемся сегодня выявить яркие личности, — сказал Сергей Рыбалка. — Да, этот слет носит название туристической и самодеятельной песни имени Юрия Визбора. Но мы использовали его для того, чтобы определить из молодых да ранних интересные имена. Очень талантливый исполнитель хабаровчанка Юлия Киселева получила здесь самую высокую оценку, которую она должна подтвердить нынешней осенью во Владивостоке на фестивале «Новые приморские струны». Если это случится, она получит гранд-приз и отправится в Санкт-Петербург на бардовский фестиваль. Часть расходов в связи с этим берут на себя владивостокские спонсоры, а часть — принимающая сторона. Вот так, глядишь, и начнут узнавать на западе наше подрастающее поколение.
Песни до утра
Каждые сутки барды давали по несколько концертов. Один из них полностью посвятили великому барду Юрию Визбору, которому 20 июня этого года исполнилось бы 75 лет. В ночь с субботы на воскресенье был главный концерт. И хотя не присуждались призы, барды сильно волновались. И за погоду тоже. Но нам повезло: дождя не было…
Я официально исполнил четыре своих песни, а потом, переходя от костра к костру, пел до самого утра. И везде приветливо встречали, протягивали кружку горячего чая и бутерброд. Были песни, шутки, анекдоты. А потом — обмен адресами, телефонами, дисками, книгами и пожелание встретиться этим же составом снова здесь же на следующий год.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии