В подобных делах адвокаты и их клиенты весьма преуспели — в Приамурье служители Фемиды принимают решения в их пользу, а банки вынуждены возвращать деньги. Кредитные учреждения подобное поведение своих заемщиков считают необоснованным, ведь с условиями договоров людей знакомят заранее. На днях банкиры, обеспокоенные такой ситуацией, решили обсудить проблему за круглым столом, а также предостеречь клиентов от подобных действий, которые могут обернуться против них же самих.
Договор дороже денег
Именно в Приамурье сложилась такая практика, что заемщики сначала подписывают договор, тем самым принимая его условия, а потом идут оспаривать его в суд. Таким образом, они возмещают часть уплаченной ранее стоимости кредита — комиссии, которые банки берут, например, за обслуживание текущего счета. Однако банкиры считают, что имеют полное право на взимание тех или иных комиссий, тем более что с клиентом они согласовываются.
— Заемщики очень активно стали отсуживать часть стоимости кредита, тем самым повышая кредитные риски для банка, — отметила заместитель руководителя Управления по Амурской области «Восточного экспресс банка» Инна Приходько. — При подписании договора люди знают, какие расходы возникнут при обслуживании кредита, эффективная процентная ставка указывается в каждом договоре и информация до заемщиков доводится полностью. Но, несмотря на это, они все равно подают иски в суды, обвиняя банк в том, что он необоснованно взимает с них комиссии.
— Мы ничего не скрываем от клиентов, — подтверждает заместитель директора благовещенского филиала ОАО «Далькомбанк» Артем Дорошенко. — Если мы скажем человеку, что он будет платить такую-то сумму по кредиту, а на деле окажется больше, то есть вероятность невыплаты кредита, то есть повышаются риски, а банкам это не нужно.
— Комиссии во всем мире составляют более 70% доходов банков, — отмечает директор амурского филиала ОАО АКБ «Росбанк» Надежда Кикоть. — Процентная ставка по кредитам обусловлена затратами за ресурсы, а остальное — содержание технологий, обработка денег включается в комиссии. За все нужно платить, банк ведь не благотворительная организация.
— Кроме того, — поясняет заместитель руководителя Управления по Амурской области Восточного экспресс банка Инна Приходько, — мы не можем обслуживать кредит, не включая туда расходы, связанные с операционной деятельностью, — это инкассация денег, их обработка, зарплата кассира. Мы честно говорим клиентам, что процент по кредиту такой, а комиссии — вот такие.
Кстати, только Приамурье бьет рекорды по количеству судебных исков заемщиков против банков, причем решение в данных спорах принимается в пользу клиентов. В других регионах чаще всего судебные разбирательства заканчиваются победой банков. За два последних года амурчане отсудили за комиссии по кредитам почти 6 миллионов рублей. Помогают им в этом адвокаты, которые, кстати, весьма недешево берут за свои услуги.
— В среднем сумма иска, предъявляемого банкам, составляет 15 тысяч рублей, — рассказывает Инна Анатольевна.— Исходя из опубликованной стоимости услуг в СМИ порядка 2 тысяч рублей клиент платит адвокату за составление иска, еще от 4 до 6 тысяч за сопровождение дела в суде. Таким образом, практически половина выигранных денег уходит на оплату юридических услуг. Мало того, нередко люди пишут доверенности, которые позволяют с их имуществом делать все что угодно. А потом представитель получает от банка выигранные деньги по доверенности и иногда забывает отдать их клиенту. Но самое главное то, что заемщик после этого теряет репутацию в глазах банка.
Берегите историю
Четыре года назад в нашей стране стали появляться бюро кредитных историй, в которых аккумулируется информация обо всех, кто хоть раз занял деньги у банка. Заносятся в нее в том числе и сведения о том, были ли у вас попытки через суд оспорить законность условий предоставления кредита.
— Мы разговариваем с нашими заемщиками, объясняем, что на сегодняшний день кредитная история — это большой плюс на завтра, когда они придут вновь за кредитом в наш банк, может быть, в другой банк, потому что мы сейчас все пользуемся услугами бюро кредитных историй, — говорит Надежда Кикоть. — Поэтому если вы после судебного разбирательства придете за очередным кредитом, то банк вам, скорее всего, откажет, так как кредитная история будет испорчена.
— Хочется, чтобы клиент относился к банку как к партнеру, ведь мы договариваемся на определенных условиях и ждем, что обе стороны будут соблюдать их, — считает начальник операционного офиса «Благовещенский» хабаровского филиала ОАО «Урса банк» Анастасия Милешкина. — Если возникают трудности, то лучше решать их вместе друг с другом. Мы понимаем, что сейчас кризис, люди теряют работу, им урезают зарплату, и мы готовы идти навстречу, реструктуризовать задолженность.
Вывод напрашивается сам собой — с банками отношения лучше не портить. Кстати, постоянных добросовестных клиентов банкиры поощряют. Для таких заемщиков действует своего рода программа лояльности. Суть в том, что выплатив первый кредит, второй уже обойдется дешевле, третий тоже. Конечно, всему есть предел, но чем дольше отношения с банком, тем выгоднее обслуживаться и получаешь больше «бонусов».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии