Кто может стать присяжным? Чем отличается данная форма судопроизводства от обычного процесса? И можно ли оспорить решение суда присяжных? В нюансах правосудия с участием «12» разбирался специальный корреспондент «АП».
Казнить нельзя помиловать
Почитаешь в Интернете, кого оправдывают в России суды присяжных, и диву даешься.
Обвинением лишь в хулиганстве и преимущественно условными сроками закончился громкий процесс по делу об убийстве в Санкт-Петербурге 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султоновой. В той же северной столице суды присяжных неоднократно оправдывали лиц, обвиняемых в убийстве иностранных студентов.
А история в Московском горсуде, где трижды пришлось заменять «народную команду», как говорится, вне конкуренции. Там девятью голосами против трех присяжные оправдали двух бизнесменов, обвиняемых в контрабанде и хищении сигарет на сумму 2 млн. долларов. Первая коллегия присяжных не без оснований была распущена за день до вынесения вердикта. Второй состав присяжных оправдал бизнесменов и отправился вместе с ними отмечать исход дела в ресторан. Съемки теплой встречи были использованы прокуратурой для отмены вердикта. Однако и третий состав присяжных встал на сторону обвиняемых. Развал не одного громкого дела в России дал толчок новому витку дискуссий на тему эффективности суда присяжных.
Напомним, впервые в качестве эксперимента суд присяжных начал «пробовать себя» в 90-х годах сначала в пяти, потом в 9 субъектах Российской Федерации, и только с 2003 года поэтапно был введен на территории всей страны. И все это время продолжаются споры: надо ли было вводить суд присяжных в России?
— Скажу откровенно: практикам не очень этого хотелось, — призналась заместитель председателя Амурского областного суда по уголовным делам Нина Пронина. — Потому что процедура эта громоздкая, как с точки зрения процедуры отбора присяжных, так и рассмотрения судебного заседания с их участием. Однако в нашей Конституции записано, что смертная казнь может быть назначена только по делам, рассмотренным с участием присяжных заседателей. Исходя из конституционного принципа и того опыта, который был накоплен в регионах за семнадцать лет, пришли к выводу: все-таки суд присяжных нужно вводить. Упомянутые вами приговоры — это самые громкие дела, которые на каком-то этапе привлекли внимание общественности. А сколько других дел, которые рассмотрены и не вызвали никакого ажиотажа. У нас в области с 2004 года состоялось 15 заседаний суда присяжных в отношении 35 лиц. И все приговоры были обвинительные.
Выбор за обвиняемым
Судьи, которые рассматривали эти уголовные дела, говорят: участие присяжных в процессе в какой-то мере даже облегчает их жизнь. Бывают дела очень сложные по оценке доказательств.
И внутренние страдания, которые всегда сопровождают служителей Фемиды при их рассмотрении, они перекладывают на плечи присяжных. Уже им, «двенадцати», предстоит дать ответ на главный вопрос: совершил ли подсудимый деяние, в котором обвиняется, и виновен он или невиновен? А судье остается правильно применить закон и правильно назначить наказание.
Не каждое дело может быть рассмотрено в суде присяжных — только дела областной подсудности: об убийствах при отягчающих обстоятельствах, изнасилованиях малолетних или повлекших смерть пострадавших либо причинение тяжкого вреда здоровью, получение взяток «с отягчением», уголовные дела о государственной измене, шпионаже…
— У нас львиную долю составляют дела об умышленных убийствах. Мне запомнилось одно из таких дел, когда убили японского коммерсанта, — припомнила Нина Пронина резонансный процесс. — Организатором преступления оказался также гражданин Японии, сейчас он в бегах. А исполнителям (они все амурчане) суд присяжных вынес обвинительный вердикт.
У каждого обвиняемого есть выбор: будет ли дело рассмотрено областным судом единолично, коллегиальным составом (то есть с участием трех судей) либо с участием присяжных заседателей. Возможно, потому, что до сих пор амурские присяжные выносили только обвинительные вердикты, такие суды у нас в области проходят не так часто.
Как показывает практика, в тех регионах России, где выносились оправдательные вердикты, больше и ходатайств с просьбой о назначении суда присяжных.
Судьи факта
В Амурском областном суде процессы с участием присяжных проводят пока только четверо судей. В их числе и Нина Пронина. По ее словам, данная форма судопроизводства имеет много особенностей.
Допустим, в обычном процессе подсудимые или свидетели могут говорить все, что считают нужным. Например, что обвиняемый очень плохой человек. Или сам обвиняемый заявит, что к нему применяли незаконные методы ведения следствия и он вынужден был себя оговорить. В суде с присяжными это исключено.
— Присяжные заседатели — это судьи факта, — констатировала судья. — У них задача только ответить на вопросы. Первый: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый. Второй: доказано ли, что совершил именно он. Если да, то виновен этот человек в совершении преступления или нет. И заслуживает ли он снисхождения. Могут ставиться еще и частные вопросы. А задача профессионального судьи вести процесс так, чтобы присяжные смогли дать объективные, ни от кого не зависящие ответы.
Кому-то покажется странным, но в таких процессах запрещается исследовать данные о личности виновного, например, упоминать об алкоголизме, прежней судимости, чтобы не вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого.
— Если у кого-то из участников процесса появилась мысль «что-то эдакое» сообщить суду, он не может об этом открыто заявить, — говорят служители Фемиды. — Он должен сказать: «У меня есть вопрос юридического характера». И присяжные заседатели сразу удаляются. Уже без них вопрос озвучивается, а затем исследуется.
И в зависимости от того, что суд установит, принимается решение: будет или нет это доказательство представлено на рассмотрение присяжных.
В свою очередь присяжные не имеют права лично общаться ни с одним участником процесса, не входящим в состав суда. Эти и многие другие нюансы существенно осложняют как сам процесс, так и работу судьи.
Он все время должен быть начеку, а если вовремя не среагирует, то будет признано, что процедура нарушена, и приговор, который будет основан на вердикте присяжных, отменят.
«Перед приговором не могу заснуть»
Бывший педагог начальных классов Тамара Алябьева была участником уже двух судебных процессов. И каждый раз перед тем, как вынести вердикт, призналась присяжная, она не может ночью уснуть — мучат душевные терзания.
— Когда получила приглашение стать присяжным заседателем, очень удивилась: почему именно я? Стала советоваться с родственниками, знакомыми, — поделилась откровениями с «АП» Тамара Александровна. — Некоторые испугались, стали меня отговаривать, что это опасно, на присяжных может оказываться давление, боялись угроз. Другие, наоборот, говорили, что это престижно. После раздумий я согласилась.
— На одном из центральных каналов давно идет сериал «Суд присяжных». То, что вы видели в кино, похоже на то, что в реальности?
— В принципе да. Конечно, когда смотришь фильм, события воспринимаешь отстраненно, а в жизни все намного сложнее. Я участвовала в двух процессах, на одном судили одного человека, на другом — преступную группу. На обоих процессах морально было очень тяжело, и все же первый дался труднее. Возможно, потому, что он касался учителей. Когда начали зачитывать обвинительное заключение, сразу возникло ощущение: подсудимый виновен. А потом, когда шло разбирательство, меня несколько раз мучили сомнения. Но свое мнение каждый присяжный держит при себе. Я и дома на эту тему не разговаривала. Старалась даже не вспоминать о процессе. А накануне приговора, когда знаешь, что завтра ты должна вынести свой вердикт, тяжелые мысли долго не дают уснуть. И ночью просыпаешься с тяжестью в душе. Я даже Уголовный кодекс стала в свободное время изучать. Раньше законов никаких не знала, а теперь все понятно.
Тамара Алябьева, если потребуется, готова выполнить возложенную на нее миссию и в последующем. И не только потому, что пенсионерке не помешает дополнительный доход: труд присяжных неплохо оплачивается — 650 рублей в сутки. «Все же мне оказали честь, — говорит бывший педагог, — а я человек сознательный».
Громкое дело
В настоящее время в Амурском областном суде рассматривается громкое дело по факту дезорганизации деятельности исправительной колонии. Двое преступных лидеров пытались организовать бунт среди заключенных ИК-5, расположенной в Тахтамыгде Сковородинского района, в январе 2008 года. Тогда во время плановых оперативных мероприятий, проводимых сотрудниками колонии, около 700 заключенных на плацу исправительного учреждения нанесли себе порезы предплечий рук бритвенными лезвиями. Однако предоставить нам даже скупые сведения о настоящем процессе в суде отказались, потому что он идет с участием присяжных заседателей.
— Это первое большое дело с участием присяжных. Они его рассматривают уже несколько месяцев — объем работы очень большой, много свидетелей. Если другие процессы можно комментировать, то здесь не вправе обсуждать никакие подробности и даже упоминать фамилии тех, кто участвует в процессе. Это еще одна особенность суда присяжных. Не допускается абсолютно никаких комментариев и публикаций в прессе, чтобы исключить возможность воздействия на присяжных, — подчеркнула зампредседателя областного суда по уголовным делам.
В странах Запада на время таких процессов присяжных изолируют от внешнего мира, привозят и увозят на специальном автобусе с занавешенными окнами, чтобы никто не видел их лиц. У нас ничего подобного пока нет. Поэтому нам не позволили даже издали фотографировать присяжных, чтобы не нарушать право этих людей на безопасность.
Все определяет случай
Кандидатуры присяжных выбирают по всей области из списков избирателей путем случайной выборки граждан.
Такой способ является основой того, что присяжным может стать любой человек: если вам больше 25 и меньше 65 лет.
А еще из многотысячного списка представителей всех районов и городов области исключаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, состоящие на учете в психоневрологическом диспансере по поводу алкоголизма, наркомании, затяжных расстройств психики — перечень ограничений, определенных законодательством, довольно большой.
По заявлениям амурчан, получивших приглашение стать присяжным, от участия в деле могут быть устранены руководители предприятий, учреждений, органов власти — люди, занимающиеся трудом, отвлечение от которого приведет к общественным негативным последствиям. Для остальных — это дело совести.
Окончательные списки присяжных — основной и запасной, утвержденные главой области, публикуются в прессе. На сегодняшний день в Приамурье насчитывается 4 тысячи основных присяжных, еще 1500 — в запасе. Выбор, кого из них пригласят в суд в качестве кандидатов в присяжные, также определяется путем случайной выборки. Обычно приглашают человек 100, иногда больше, но является по разным причинам процентов 40.
Затем из их числа формируют коллегию присяжных уже для конкретного уголовного дела.
На этом этапе закон устанавливает еще более сложную процедуру отбора «двенадцати». Плюс еще должно быть двое запасных.
— В этом отборе самое активное участие принимают не только судьи, но и стороны защиты и обвинения. Учесть надо многое, в том числе возраст и даже пол присяжных, чтобы не было перекосов, — рассказала «АП» консультант по работе с присяжными заседателями Любовь Любимова. — Причем все обсуждение проходит в закрытом режиме.
Сторонам представляется возможность предъявить мотивированные отводы.
И такие, по словам Любови Егоровны, имеются в каждом процессе.
А повод может быть любой: например, одна из сторон заявила, что родственник или друг претендента работает в правоохранительных органах, а значит, по их мнению, этот человек не может быть объективным. Такие доводы принимаются.
— После этого стороны могут вычеркнуть из списка присяжных еще по две фамилии — без каких-либо объяснений, — заметила консультант. — Наконец, все утвержденные присяжные перед рассмотрением дела обязательно дают клятву. Такая вот сложная и трудоемкая процедура.
Как видно, большую роль в формировании скамьи присяжных играют элементы случайности.
Это гарантирует независимость и беспристрастность суда при принятии конкретного решения по уголовному делу.
Можно ли оспорить решение суда присяжных?
Это очень важный момент в суде присяжных. Его необходимо знать тем, кто выбирает эту форму судопроизводства. Вердикт суда присяжных, по существу, не обжалуется, он окончательный. Обжалованным может быть приговор только по процедурным вопросам или ввиду неправильного применения закона. Допустим, если во время совещания присяжных была нарушена тайна совещания — с ними при принятии решения общался кто-либо из участников процесса.
Подследственные, прежде чем писать ходатайство, должны хорошо подумать, что лучше: или 12 присяжных заседателей решат его судьбу, и он не сможет обжаловать их решение по мотивам несоответствия выводов фактическим обстоятельствам дела, или можно пройти все стадии суда обычного вплоть до Верховного, указывая в жалобах свою невиновность. Это две дороги к истине: одна короткая — через суд присяжных, другая — значительно длиннее.
Кстати
В 2008 году в России республиканскими, краевыми и областными судами было рассмотрено с участием присяжных заседателей 907 дел на 2509 человек, 237 были оправданы.
По 165 делам обвиняемые, которые заявляли ходатайство о рассмотрении дел с участием присяжных, на предварительном слушании отказались его поддержать.
Наибольшее количество ходатайств заявлялось в Огинско-Бурятском автономном округе, Верховном суде Республик Алтай и Ингушетия, Магаданском областном суде.
Ходатайства о рассмотрении дел с участием присяжных не заявлялись вообще в Республике Адыгея, Корякском автономном округе, Камчатском и Костромском областных судах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии