Мотоцикл — транспорт повышенной 
опасности, но помнят об этом немногие.Мотоцикл — транспорт повышенной опасности, но помнят об этом немногие.

Как выясняется уже после трагедии, практически все они управляли «железными скакунами», не имея ни прав, ни опыта вождения.

Испытанный скоростью

Полтора месяца на больничной койке, несколько серьезных операций и навсегда подорванное здоровье — так обернулось для 23-летнего благовещенца Степана катание на спортивном мотоцикле. Переломанные бедро, плечо и рука, тяжелые ушибы внутренних органов, сотрясение головного мозга... Это неполный список травм, которые в один миг превратили парня в калеку. Степану крупно повезло, говорят врачи. Обычно при столкновении на скорости 150 километров в час выжить практически невозможно.

Купить спортбайк Степан хотел давно. Вернувшись в апреле домой со срочной службы, решился. «Японское чудо» было приобретено на авторынке за 120 тысяч рублей. За руль он сел, имея всего пятидневный опыт управления двухколесным агрегатом. В первый же день на одном из не самых оживленных городских перекрестков парень не справился с управлением и на бешеной скорости врезался в автокран. От «железного скакуна» остались лишь заднее колесо и фонарь. «Рулевого» от неминуемой гибели спасло только то, что он накренил мотоцикл и успел вылететь из седла перед самым столкновением.

Гонщика выхаживали в реанимации, потом — в травматологии. Правые конечности буквально собирали по частям, скрепляли обломки костей. Несколько месяцев врачи восстанавливали функцию почек, легких, сердца. Сегодня Степан может ходить, однако правая рука до сих пор не слушается: поврежден нерв, и, сжав пальцы, он не может их разжать. Решается вопрос об очередной операции. Друзья и родные стараются помочь Степану пережить шок, однако кажется, что он абсолютно не шокирован. Первое, что он сказал, придя в сознание на больничной койке: «Через месяц я прыгну с парашютом!»

Без права на байк

«Ловцы адреналина» появляются на городских улицах, как только сойдет снег, и исчезают с наступлением холодов, то есть длится «байкерский сезон» в Приамурье месяцев 5—6. До финиша доезжают не все. В этом году, по данным областного управления ГИБДД, аварии на дорогах с участием мотоциклистов уже унесли 8 жизней и отправили на больничную койку 52 человека. В прошлом году к началу июля в области было 11 погибших и 54 пострадавших. Большинство тех, кто сидит за рулем мотоцикла, не имеют на это права, утверждают инспектора ГИБДД. Редкий новомодный «японец» снабжен регистрационным номером, а его «наездник» — водительским удостоверением, а ведь мотоцикл — это такое же транспортное средство, как и автомобиль.

— В течение последних нескольких лет в области отмечается большой ввоз импортных мотоциклов, — комментирует инспектор отдела ДПС управления ГИБДД УВД по Амурской области Виталий Клышников. — Они доступны по цене и очень популярны, особенно у молодых людей, в возрасте до 30 лет. Между тем их участие в дорожном движении практически всегда сопряжено с нарушением правил. По закону управлять мотоциклом имеет право человек, достигший 16-летнего возраста, но при этом он должен иметь водительское удостоверение категории «А». Сам мотоцикл должен быть зарегистрирован, пройти техосмотр, за него должен быть уплачен транспортный налог, оформлена страховка. Ну и, разумеется, ездить на нем можно, только соблюдая все правила дорожного движения, включая скоростной режим. А кто из мотоциклистов движется со скоростью 40 — 60 километров в час?

Лавируя между рядами машин на бешеной скорости, мотоциклисты стараются не только «глотнуть адреналина», но и проскользнуть мимо постов ДПС. Ведь если остановиться по требованию инспектора, только за вождение без удостоверения категории «А» можно заплатить штраф 2,5 тысячи рублей. Поэтому мотоциклисты предпочитают бегать от стражей порядка, а те в свою очередь не спешат играть с нарушителями в догонялки.

— «Гонять» мотоциклистов небезопасно и порой технически невозможно, — признается Виталий Викторович, — ведь спортивные мотоциклы могут развивать скорость до 300 километров в час, а патрульная машина — лишь до 100 с небольшим. Поэтому дисциплинировать этих участников движения пока сложно.

Ученью — бой

Между тем до торжества разума нашим землякам, похоже, еще далеко. Получить права на категорию «А» желающих почти нет. В благовещенских автошколах констатируют: спрос на этот вид водительских удостоверений сходит на нет.

— За последние три года мы не выпустили ни одной группы водителей категории «А», хотя программы обучения у нас есть, — говорит начальник БОТШ РОСТО Владимир Банышев. — Люди почему-то считают, что езда на мотоцикле не требует специальных навыков. Все хотят почувствовать скорость, испытать экстрим на дорогах, которые, кстати, и не приспособлены для этого. О знании правил дорожного движения также говорить не приходится. Хотя в случаях со скоростными мотоциклами, на которых сегодня гоняют по городским улицам, езда по правилам — это еще далеко не все. Выезжая на дорогу, необходимо чувствовать машину, знать ее характер, а для этого нужно быть асом и провести «в седле» не один год.

В автошколе Всероссийского общества автолюбителей будущих мотоциклистов обучают в смешанных группах вместе с теми, кто желает получить категорию «В» и доучивается с «В» на «С». Таким образом, курсанты имеют возможность освоить ПДД, сдать экзамены в ГАИ и получить права. Стоимость курсов для мотоциклистов — 4,5 тысячи рублей, а срок обучения — 2 месяца. Однако спрос на эту услугу также минимален. По словам работников школы, в сезон в общую группу поступает меньше десятка желающих.

Максим Шейкин,

главный инженер телекомпании «Спорт — Благовещенск», член клуба

«БлагБайк».

— С мотоциклами я тесно связан вот уже 12 лет. На моем счету 6 поездок в Приморье, в ближайших планах отправиться на Байкал, а мечта — своим ходом прокатиться по Европе. Так что мотоцикл для меня — это возможность путешествовать, а не гонять по городу на заднем колесе.

Для того чтобы ездить на мотоцикле, в характере должна быть определенная доля «безбашенности», но ее необходимо контролировать. Часто эта способность приходит с годами, вместе с опытом, зрелостью, рассудительностью. А сегодня на мощных спортбайках все чаще гоняют 18-летние неуравновешенные парни. Сами понимаете, здесь недалеко до беды.

В авариях, которые происходят с участием мотоциклистов, по моему мнению, как правило, есть доля вины и того, кто на байке, и того, кто на автомобиле. Водитель просто не замечает мотоциклиста либо неправильно оценивает расстояние до него: ведь мотоциклист обычно едет со скоростью гораздо больше той, что на дорожных знаках. Это ему, кстати, и не позволяет быстро остановиться в экстренной ситуации. Поэтому для меня святое правило — соблюдать скоростной режим, если я оказался на городской улице.

Коллеги по клубу активно пользуются средствами индивидуальной защиты, которые сегодня продаются в большом ассортименте. Шлемы, налокотники, наколенники, защитные костюмы — все это не просто культовые атрибуты, а реальный шанс сохранить жизнь. У нас был случай три года назад, когда парень поскользнулся и слетел с мотоцикла на скорости 150 километров в час. Он встал, погрузил мотоцикл и поехал домой — спасла экипировка. Правда, в ДТП при столкновении с другим транспортным средством на такой скорости никакие средства индивидуальной защиты уже не помогут.

Права экстерном

Права экстерном

По словам работников ГИБДД, у амурских «мотоциклистов-нелегалов» периодически появляется шанс стать полноправными участниками движения. В прошлом году амурским управлением была организована акция, которая помогла некоторым «наездникам» получить права за один день.

— Любой желающий мог сдать экзамены по вождению мотоциклом и знанию ПДД, не проходя предварительную подготовку в специальных учебных заведениях, и получить водительское удостоверение, — рассказывает Виталий Клышников. — Воспользоваться такой возможностью решили немало желающих. Однако больше половины тех, кто пришел на экзамен, не смогли выполнить элементарные упражнения на автодроме. Это еще раз подтверждает, что на мотоциклах по городским улицам ездят, как правило, крайне неопытные люди.

Возрастная категория материалов: 18+