— Виктор Иванович, на днях исполнилось сто дней с момента вашего назначения полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе. За это время успели побывать практически во всех территориях округа. Что-то изменилось в вашем видении региона?
— Поездок действительно много. Я просто обязан детально изучить каждую территорию. В первую очередь старался посетить наиболее отдаленные: Магадан, Камчатку, Сахалин. Был уже в Приморье, в Еврейской автономной области. Везде обязательно встречаюсь с общественностью. Поскольку надо почувствовать и психологический климат, и проблемы, которые существуют. Люди, конечно, высказывают обеспокоенность кризисной ситуацией, но и разумные предложения по выходу из нее, что вызывает уважение. Тому, кто работает, хочется помогать.
Раньше я смотрел на многие вещи одними глазами, сегодня — другими. Появляется более углубленное понимание вопросов. В то же время сказать, что изменились мои оценки и подходы — не могу. Я всегда говорил, что решить вопросы конкретной территории, скажем, Хабаровского края, нельзя только на уровне края. Их надо решать на уровне всего Дальнего Востока. Поэтому и федеральную целевую программу мы «пробивали», и ассоциацию создавали, и форумы проводили — дальневосточные.
— 8—9 сентября в Хабаровске пройдет очередной Дальневосточный международный экономический форум. На этот раз при поддержке полпреда президента в ДФО. Значит ли это, что форум выходит на некий новый уровень?
— Форум в Хабаровске всегда ставил вопросы развития дальневосточного региона в целом. То, что Дальний Восток сегодня «звучит», и то, что реализуются многие проекты, в том числе большая заслуга всех форумов и других мероприятий, которые мы проводили. Если бы мы не заостряли внимание на ситуации, которая сложилась на Дальнем Востоке, не давали предложений по решению проблем, то, думаю, не было бы половины тех решений, которые приняты на общероссийском государственном уровне. В том числе и комплексной программы развития региона до 2013 года.
— В прошлом году основные дискуссии шли вокруг роли и места Дальнего Востока в стратегии развития страны. По некоторым данным, «на выходе» стратегия развития ДВ до 2025 года.
— Стратегия действительно доработана. Учтены замечания руководителей территорий, полпредства. И уже есть поручение премьера Владимира Путина в кратчайшие сроки стратегию принять и утвердить. Кроме того, есть поручение провести корректировку программы развития Дальнего Востока до 2018 года. Пять лет — от 2013 до 2018 года — это прогнозируемый отрезок времени, более программный срок. Стратегия же подходит к развитию концептуально, задает долгосрочный вектор.
Какие приоритеты и долгосрочные цели в ней заложены? Основная задача — закрепление и формирование постоянного населения на Дальнем Востоке. Причем речь идет не о том, сколько нужно добавить — два или три миллиона человек. Людей на территории должно жить столько, сколько необходимо для развития региона, для соблюдения геополитических интересов России. В этом смысле первое и основное — это, конечно, структурная перестройка экономики.
Все больше мы идем теми путями, которые были заложены в первой программе развития Дальнего Востока, — это интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион. Но интеграция в роли кого? В роли сырьевого придатка или равноправного партнера? Вот здесь уже работа идет, закладываются основные моменты. Строится ВСТО, в конечной точке которого запланирован крупный современный нефтеперерабатывающий завод. Предполагается развитие территорий, обладающих углеводородами, в том числе Дальнего Востока, поскольку только сибирской нефти для выполнения международного договора не хватит.
Тот же подход и по газу. Есть намерение создать единую газовую систему, охватывающую весь Сахалин, Якутию, иные территории Дальнего Востока. Это изменит облик и экономику региона.
Второе стратегическое направление — это комплексное развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической, без чего приход бизнеса на дальневосточную землю маловероятен.
Третье — это социальное направление, без которого люди даже с высоким уровнем доходов не закрепятся на Дальнем Востоке. Это опережающее строительство жилья, создание высокотехнологичных центров в Хабаровском крае, Приморье, на Камчатке. Создание современных образовательных центров, в том числе Федерального университета. Развитие зон рекреации (своеобразное «Восточное золотое кольцо»). Для этого нужно развивать аэропорты, строить гостиницы, оказывать прочие услуги. В стратегии все это прописано.
— Виктор Иванович, как Дальний Восток справляется с кризисом? На общероссийском фоне наши показатели выглядят неплохо.
— Если говорить об экономических исследованиях, то они показывают, что кризис у нас начинается позже, поскольку мы находимся далеко, но он более глубокий по показателям и более продолжительный по времени. Это зависит как раз от структуры экономики. В целом на данный момент Дальний Восток выглядит лучше иных территорий. Но из-за чего? Потому что реализуются сахалинские проекты, идет мощное вливание федеральных средств в Приморский край, на Чукотке развивается добыча драгметалла. На пути развития Якутия.
У некоторых территорий приличные бюджеты. На Сахалине — 60 миллиардов при населении 517 тысяч. 37 миллиардов на Камчатке. Это в 4 раза больше, чем в Хабаровском крае на душу населения. Благодаря тому, что есть серьезные заказы, сохраняется покупательская способность — это как-то инициирует внутренний спрос и поставку продукции на внутренний рынок.
Хотя по доходам даже успешные территории, такие, как Сахалин, Камчатка, в сопоставимых цифрах несколько «проседают». Доходы пока резко не упали, но с учетом роста цен снижение уже намечается. Если мы удержим покупательскую способность, то сможем удержать потребительскую экономику.
По безработице ситуация стабилизировалась. Сказывается сезонность в этих вопросах. Кроме того, было принято два удачных решения правительством: первое — создание общественных работ, причем крайне необходимых — благоустройство, подготовка к зиме приносят пользу. Второе, которое подняло определенную волну интереса, — это поддержка авиаперелетов. Одновременно и компании поддержали, и людей. Сегодня очевидно, что эти меры стоит расширять, поддерживая перевозки в рамках региона. Поскольку полет, скажем, от Охотска до Хабаровска стоит столько же, сколько от Хабаровска до Москвы. Мы посчитали — людей, которые имеют право воспользоваться этими возможностями, около двух миллионов. По лимитам мы уточняем данные — выбрано на 80%. Возможно, правительство изыщет возможность дополнительно финансировать эту программу, подключить к ней какие-то категории, которые сегодня «выпадают».
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимы, чтобы переломить ситуацию?
— Населенные пункты, ориентированные на моноотрасль, которая прекратила существование, с государственной программой или без нее не выживут.
Возьмем «Русский вольфрам». Нужно определиться, нужно нам это предприятие или нет. Я считаю, что нужно. В каком виде? Как самостоятельное оно не выживет. Как филиал или цех какого-то крупного предприятия — да. Взять его сегодня и закрыть — много ума не надо. Завтра изменится экономическая ситуация — и оно потребуется. Но то, что там должна быть развита экономика многоотраслевая, — это однозначно. ЖКХ есть, и его обслуживать необходимо. Дороги есть, и их тоже надо обслуживать. Лесные ресурсы есть — их осваивать необходимо. Плюс небольшая фабрика, численностью не более 100 человек. Эти отрасли должны давать работу населению в зависимости от потребности рынка. Весь мир работает именно так. И ничего нового тут не придумать.
То, что снижать надо себестоимость, затраты, тоже понятно. Все возмущаются: наши заводы стоят, а мы заказываем корабли в Китае или в Южной Корее. Но мы должны быть честными перед самими собой. И сказать: если мы хотим заказать корабль у своих, то он будет строиться в два раза дольше, а стоить в полтора раза дороже. И качество — в полтора раза хуже. Нет движения навстречу. С другой стороны, если предприятия не начнут серию кораблей, они никогда недоработают технологию.
Весьма актуален и вопрос об энергосбережении. мы неконкурентоспособны по цене. У нас очень высокая себестоимость продукции, поскольку потребление и доля энергии в себестоимости слишком значительны.
Возьмем наш единственный на весь Дальний Восток металлургический завод «Амурметалл». Пока он плавил металл по три с половиной часа, затраты на энергетику были огромны. А когда изменил технологию, стал плавить 45 минут, и затраты другие пошли. В целом вся энергетика Дальнего Востока требует серьезного пересмотра, модернизации. С одной стороны, здесь избыточные энергетические мощности. С другой — абсолютно неразвиты электрические сети. Мы не можем с избыточных станций передать энергию туда, где она востребована и ее не хватает. Поэтому во всех местах в основном двойной запас энергомощностей. Потребители, по сути, оплачивают две цены за электроэнергию и тепло.
— Сегодня много надежд возлагается на инновационное направление...
— Для Дальнего Востока это значит больше, чем для иных территорий, поскольку традиционная продукция неконкурентоспособна. Мы должны производить высокотехнологичную продукцию с хорошей производительностью труда. У нас есть предприятия, которые много делают в этом направлении. То же КнААПО, где производят современные самолеты «Суперджет». Именно на Дальнем Востоке разработаны уникальные подводные аппараты. У нас есть базовые ресурсные отрасли. Инновации должны идти туда.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии