Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Сергея Миронова о настоящем и будущем ДФО.
Сибирь и Дальний Восток — богатейшие источники природных ресурсов, из которых Россия будет еще многие десятилетия черпать силы, как для собственного развития, так и для обеспечения глобальных рынков. В основе экономики восточных регионов страны лежит природно-ресурсный комплекс. Но, к сожалению, пока весь этот огромный потенциал задействован в экономике нашей страны недостаточно. В целом ресурсы недр региона используются не более чем на 30 процентов. Более того, уже добытые ресурсы не подвергаются глубокой переработке, поэтому готовый продукт имеет низкую добавочную стоимость.
Главное богатство восточных территорий России — человеческий потенциал также находится не в лучшем состоянии. Сибирь и Дальний Восток по уровню и качеству социальной среды, доходам населения значительно отстают от центральной части страны. Непросто обстоит дело и с демографией — население этих регионов сокращается.
Особенно остро демографическая проблема стоит для Дальневосточного федерального округа — единственного в стране с отрицательным коэффициентом миграции в 2008 году. А всего население Дальнего Востока с 1990 года сократилось почти на полтора миллиона человек — с 8 до 6,5 миллиона. Во время визита на Камчатку Президент России Дмитрий Медведев сказал, что причины этого очевидны: «…низкий уровень жизни, невозможность реализовывать свои способности, найти себя в той или иной профессии». Опасной назвал он и оценку людьми своего пребывания на Дальнем Востоке как временного.
Не менее тревожной является и тенденция ослабления внутренних взаимосвязей восточносибирских и дальневосточных регионов, как между собой, так и с европейской частью страны. Например, торговый оборот российского Дальнего Востока со странами АТР в 4,5 раза выше, чем с западными регионами России.
Нельзя не сказать и о влиянии на экономику этих регионов мирового финансово-экономического кризиса. Мировая экономика в настоящее время испытывает наиболее серьезный спад со времен Второй мировой войны. По прогнозам Всемирного банка, в целом спад мирового ВВП в 2009 году составит 2,9 процента.
В России, по прогнозам наших экспертов, спад ВВП к концу года составит не менее 6 процентов, а по промышленному производству он уже достиг в январе — мае 15,4 процента. Уровень безработицы по методике Международной организации труда оценивается на уровне 7,5—8 процентов от экономически активного населения страны. Это очень тревожные показатели, которые говорят о том, что нам необходимо продолжать поиск путей преодоления кризиса с удвоенной энергией.
Не секрет, что основная причина уязвимости российской экономики кроется в ее экспортно-сырьевом характере, зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, и особенно от цен на нефть.
К сожалению, нам не удалось правильно оценить и реализовать шанс, выпавший России в годы высоких нефтяных доходов, сделать быстрый модернизационный рывок страны. Хотя разговоров на эту тему было много.
Слишком поздно были созданы институты развития: Инвестиционный и Венчурный фонды, особые экономические зоны. Оказалась низка и их эффективность. Ряд долго обсуждавшихся проблем финансовой системы так и не был решен за время подъема.
Я глубоко убежден, что если бы мы не на словах, а на деле использовали благоприятные годы для изменения структуры нашей экономики, для ее диверсификации, проведения активной промышленной политики, мы бы гораздо легче переживали сегодняшний кризис. Были бы не столь зависимы от внешней конъюнктуры.
Анализ доработанной и принятой недавно программы антикризисных мер говорит о том, что определенные шаги в правильном направлении уже сделаны. Так, например, меняется подход к денежному предложению. Наконец, делается акцент на внутренние источники формирования денежной базы, предусмотрен резкий рост кредитного канала со стороны Банка России. Однако эффективность таких действий, предпринимаемых в порядке пожаротушения, намного ниже, чем постоянная системная работа. В результате деньги в реальный сектор идут с огромным трудом. Все чаще приходится использовать механизмы так называемого «ручного управления», а спасение большинства градообразующих предприятий вынуждает применять «внешнее управление» со стороны государства.
На мой взгляд, Правительством РФ предложено слишком мало мер, направленных на стимулирование развития новых динамичных секторов экономики, среднего бизнеса. В качестве основных адресатов антикризисных действий выступают крупные и сверхкрупные компании традиционных секторов — примерно 60 процентов от общего объема. Запаздывает реализация мер по закупкам для государственных нужд, что сводит на нет стимулирование внутреннего спроса.
Нам как воздух необходима системная политика по формированию и управлению «длинными» денежными ресурсами в экономике. Она должна опираться в первую очередь на внутренние источники и гибкие инструменты, создающие стимулы для направления средств на модернизацию, в приоритетные отрасли экономики.
Что касается определения приоритетов развития и стратегических задач, стоящих перед экономикой России, то здесь, как мне кажется, мы достигли общественного согласия. В ноябре 2008 года правительство утвердило Концепцию долгосрочного развития России до 2020 года. По признанию экспертного сообщества, это наилучший документ стратегического планирования, разработанный за последние годы, который нацелен на инновационный путь развития страны.
Разработана стратегия развития финансового рынка до 2020 года, завершается подготовка концепции создания в России — Москве — международного финансового центра. Убежден, что в период кризиса ни в коей мере нельзя отказываться от заявленных долгосрочных планов. Наоборот, мы должны продолжить работу по их эффективной реализации; уже сегодня необходимо выстраивать мост из нынешней ситуации в новое качество экономики после выхода из кризиса. Ведь кризис — это не только вызовы, не только потери, это еще и новые возможности.
Нынешняя экономическая ситуация приведет к смене лидеров экономического развития в глобальном измерении. Полностью согласен с Председателем Правительства России Владимиром Путиным, который во время недавнего визита в Токио заметил: «При всех своих негативных моментах кризис предоставляет уникальную возможность для реформирования экономики, оздоровления мировой финансовой системы, формирования современной повестки дня, в которой должна найти адекватное отражение возрастающая роль новых центров экономического роста и политического влияния. Прежде всего я имею в виду Азиатско-Тихо-океанский регион». Об этом же свидетельствуют недавние встречи стран — членов ШОС и БРИК в Екатеринбурге.
Несмотря на кризис, между Россией и нашими соседями активно развивается приграничное и межрегиональное сотрудничество. Большой вклад в развитие этих отношений внесли такие мероприятия, как 13-й Российско-китайский форум по межрегиональному сотрудничеству, Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка, четвертая торгово-инвестиционная ярмарка стран Северо-Восточной Азии, пятый Байкальский экономический форум.
Подготовленный правительством страны проект «Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года» является, по сути, первым опытом стратегического планирования, предпринятым на федеральном уровне для столь крупного региона, который занимает 40 процентов территории страны.
Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья опирается на инновационный сценарий развития, который предполагает наиболее полное использование конкурентных преимуществ региона, его природно-ресурсного и транзитного потенциала, модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры. Кроме того, этот документ уже учитывает кризисные явления в экономике и увязан с другими федеральными целевыми программами.
В качестве стратегических целей развития Дальнего Востока и Байкальского региона названы формирование развитой экономики и комфортной среды обитания населения региона, достижение уровня социально-экономического развития, превышающего среднероссийские показатели. Это грандиозная задача, которая превосходит по своим масштабам все предыдущие программы освоения Западной Сибири. Но я уверен, что она нам по силам. Сибирь и Дальний Восток имеют все возможности стать оплотом индустриального и инновационного рывка для всей страны.
В реализации проектов, конечно, нужны скоординированные коллективные действия мирового сообщества, и прежде всего наших соседей. Считаю, что план создания в рамках ШОС специального Центра совместного реагирования на катастрофы природного и техногенного характера, поддержанный на недавнем саммите ШОС в Екатеринбурге, — важный шаг в направлении создания глобальной системы контроля над климатом и техносферой.
По моему твердому убеждению, государство должно существенно расширить свои возможности в решении таких сложных проблем, а не быть только сторонним наблюдателем. Безусловно, в дальнейшем при реализации задач модернизации этих регионов должны использоваться только экологически чистые и безопасные технологии, что позволит стать Сибири и Дальнему Востоку не только промышленным центром России, но и экологической кладовой Земли.
В заключение считаю важным отметить, что Совет Федерации придает большое значение развитию экономики региона, повышению качества жизни населения, углублению международных связей, сотрудничеству органов законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на межрегиональном уровнях, совместной выработке конкретных решений. Для нас, как палаты регионов, и в законотворческой деятельности, и в мониторинге правоприменительной практики на первом месте — интересы, идеи, предложения субъектов Российской Федерации.
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии