Об экономии в условиях кризиса в рубрике «5 вопросов» рассказал начальник отдела жизнеобеспечения администрации Тамбовского района Виктор Дорохов.
1. Тамбовский район успешно внедрил систему энергосбережения, заметно снизив затраты на функционирование системы ЖКХ. За счет чего удалось добиться сокращения бюджетных расходов?
— На самом деле эта работа началась задолго до кризиса, программа энергосбережения у нас существует давно. Долгие годы она действовала в рамках политики модернизации жилищно-коммунального хозяйства, которая предусматривает замену низкоэффективных котлов на более качественные, с высоким КПД. Дело в том, что раньше большинство котельных были ведомственными: они отапливали мастерские, зерновые дворы, гаражи, животноводческие комплексы, которых в один прекрасный момент не стало. Сейчас большинство кочегарок обеспечивает теплом только жилой фонд, соответственно, уже не нужны старые трубы огромного диаметра и мощные насосы. Из 88 котлов, которые стоят в муниципальных котельных, 23 до недавнего времени были паровозными — они расходуют огромное количество угля. В паровозный котел необходимо загрузить 1,5—3 тонны топлива. В новые котлы — в шесть раз меньше, при этом КПД их около 78—85% против 25—30% у паровозных. Итог этой работы: за последние пять лет потребность района в угле сократилась со 100 тысяч тонн до 60.
2. Сейчас районные власти делают акцент на реконструкцию теплосетей и работу с параметрами теплоносителя. Для чего это необходимо?
— Как я уже сказал, с сокращением площади отапливаемых помещений снизилась потребность в наличии на магистральных сетях труб большого диаметра. Старые теплотрассы уже прогнили, да и технологически такой размер труб нам уже не нужен. Их огромный диаметр приводил к большим теплопотерям. Кроме того, для перекачки воды требовались мощные насосы. Сейчас, приведя в соответствие парк котельного оборудования, мы приступаем к реконструкции теплотрасс и замене насосов на менее затратные. Яркий пример — на насосах котельных стоят двигатели с мощностью 75 киловатт, при этом фактически для перекачки воды нужно оборудование, потребляющее 50 киловатт. То есть старый двигатель обходился нам на четверть дороже, по самым скромным подсчетам — на 100 рублей в час. Кроме того, стало появляться совершенно новое оборудование, которое при малых затратах энергии не уступает в производительности большим машинам. Например, мы закупаем германские центробежные насосы, которые потребляют не 45, а 15 киловатт и обеспечивают перекачку горячей воды по системе и только за счет экономии окупают себя за один отопительный сезон.
3. Что делается для экономии электроэнергии на объектах социальной сферы?
— Такая работа идет. Здесь все сводится к эффективному использованию существующих способов экономии электроэнергии. То есть все просто: во-первых, все мы помним пожелание «уходя, гасите свет», а во-вторых, для того чтобы зимой в помещении не было холодно, нужно утеплить окна. Мы начали разбирать работу бюджетных учреждений — районной больницы и школ. Если в школах все оказалось более или менее, то в больнице удалось снизить потребление электроэнергии на 20 тысяч киловатт в месяц, или на 80 тысяч рублей. Там была такая ситуация: в окнах щели шириной с палец, зато включен обогреватель. Также мы пытаемся уйти от электрокотельных, которые установлены в фельдшерско-акушерских пунктах в селах.
4. Сложно было прививать культуру экономии?
— Людей уже не приходится к этому подталкивать — все понимают, что эпоха социализма миновала. Предприниматели начали считать копейки. Мы начали проводить в районе энергоаудит, и руководители предприятий ЖКХ увидели все изъяны. Конечно, сразу они, может быть, и считали все это нашей навязчивой идеей, но когда посмотрели, то увидели, что ничего сложного в этом нет, а эффект значительный. Предприятия ЖКХ сейчас все частные, а какой частник не считает деньги?
5. Что остается самым сложным в работе системы экономии?
— Есть вопрос, который касается того, что частными предприятия ЖКХ стали только три года назад. Как правило, собственных средств они еще не набрали, и, видимо, не скоро наберут. Поэтому полностью за свой счет перестроить всю структуру — от насосов и теплосетей до котлов — они не могут. Другой вопрос — большое количество производителей котельного оборудования, в связи с чем трудно отделить зерна от плевел. Ведь пока котел не растопишь, не начнешь подавать тепло в систему, нельзя понять, как он работает. Поэтому может случиться так, что кто-то купит кота в мешке и потом будет кусать локти.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии