Но особенно на стенах домов и заборах любят самовыражаться подростки. Да вообще все, у кого руки чешутся, выплескивая в краске свои эмоции — от избытка чувств к объекту симпатии («Маша, я тебя люблю») до желания сложить нетривиальное слово из трех букв, которое нельзя печатать в газете, зато можно увидеть почти на всех стенах в мире — включая Стену Плача и Великую Китайскую.
Но чаще всего почему-то «стенографы» сообщают всему миру о своей неприязни. Надписями типа «Не верь… (фамилия какого-нибудь депутата) или «Бритоголовые — гады» никого не удивишь. Не будем говорить за все города России, но у нас в Благовещенске, по наблюдениям корреспондентов «АП», в рейтинге антиграффити лидирует «Россия для русских» и, что самое страшное и обидное для наших ветеранов, с ней соседствующая фашистская свастика.
Но декабрьские события прошлого года неприятно удивили даже силовиков. Утром 6 декабря, идя на работу, благовещенцы, живущие в центре города, задавались вопросом: куда смотрит милиция? А сотрудники в погонах с таким же недоумением смотрели на серые стены домов, где огромные синие буквы вещали: «Убей мента!» Беспощадными призывами в сочетании с нацистской свастикой и аббревиатурой национал-социализма был разрисован весь «силовой» квартал в районе улиц Пионерской, Зейской и переулка Волошина. В том числе здания, где расположены амурский УФСИН, областное УВД и УФСБ по Амурской области. Поймать тех, кто орудует краской под покровом ночи, всегда крайне сложно. Но раскрыть данное преступление для амурских чекистов и милиции стало делом чести.
Мнение экспертов
Сотрудники УФСБ по Амурской области усмотрели в надписях призыв экстремистского толка. Но это надо было еще доказать. Во время следствия было сделано пять экспертиз: социологическая, культурологическая, этическая, лингвостилистическая и политологическая. В ней принимали участие семь ученых-экспертов — из Дальневосточной академии госслужбы в Хабаровске, ДВГУ во Владивостоке и БГПУ. «Экстремистская статья» всегда вызывает неоднозначное отношение. Но в данном случае вопросов не возникло. В своем обобщении все эксперты дали однозначную юридическую оценку: в призыве «Убей мента!» действительно усматриваются действия, которые подпадают под ч. 1 ст. 280 УК РФ — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
— Любители делать такие надписи не думают о том, что им придется отвечать перед законом за то негативное содержание, которое они выносят на общее обозрение. Я считаю, это хорошо, что уголовная ответственность может наступить, — уверена профессор кафедры русского языка БГПУ директор научно-методического Центра лингвистики и межкультурной коммуникации Г. Быкова. — Это публичное деяние. И если надписи на стенах содержат в себе негативную информацию, которая может повлиять на окружающих (особенно на детей, подростков, людей с неустойчивой психикой), ее исполнители должны быть наказаны.
Хотели как лучше
Рассказывать подробности этого уголовного дела не станем — они не представляют для читателей особого интереса. Два юных фигуранта (один из которых учится в вузе, а другой в техникуме), как и многие другие «аэрозольные снайперы», верили в свою безнаказанность. Сегодня они понесли ответ перед законом.
В минувший понедельник Благовещенский мировой суд вынес решение в отношении этих молодых людей, которые получили по году условно с испытательным сроком год за свои экстремистские призывы. То есть элементарное правонарушение — повод, чтобы срок стал реальным, ребята попадут за решетку. По словам судьи, который вел процесс, оба молодых человека с места учебы характеризуются положительно, полностью признали свою вину и активно содействовали следствию. Эти и другие обстоятельства смягчили им приговор. В течение десяти дней он может быть обжалован в вышестоящей инстанции. После завершения процесса журналист «АП» решил поговорить с ребятами по душам.
— Мы бы очень не хотели давать какие-либо комментарии, потому что опасаемся за свою жизнь, — озадачили парни. — Скажем одно: мы — никакие не нацисты, наоборот, боремся с ними. А своими действиями не хотели обидеть милицию, думали привлечь внимание правоохранительных органов к сторонникам нацистских идей, чтобы они ими занимались. Сегодня у нас только в Благовещенске порядка 100 активных членов различных организаций националистического толка, в том числе ДПНИ (Движение против нелегальной эмиграции). Мы боимся их мести. А примеров достаточно.
И в УФСБ, и в УВД скептически относятся к таким утверждениям «борцов за правое дело». Говорят: «Где логика? Зачем брать краску и рисовать то же самое, против чего ты восстаешь? Призыв убивать людей, нацистская свастика — какой тут рихтующий патриотизм?»
— Наиболее социально активной прослойкой молодежных организаций радикальной и экстремистской направленности являются люди в возрасте 16—25 лет, — утверждают психологи. — У них еще нет твердых устоявшихся убеждений. И в условиях идеологического вакуума и неэффективности существующей системы мер патриотического и духовно-нравственного воспитания молодые люди легко попадают под влияние «вождей», пропагандирующих нетерпимое отношение к представителям органов власти, лицам других «нерусских» национальностей. Эти «вожди», используя присущие молодежи максимализм и стремление к протесту, вовлекают их в участие в акциях с использованием экстремистских методов.
Есть такие группы и в Приамурье. «Однако заметного влияния на общественно-политическую ситуацию в области они не оказывают, — заверили в областной прокуратуре, — в силу многих обстоятельств. В частности, благодаря и той работе, которую ведут заинтересованные ведомства».
«Скорбящая мать» со свастикой
В начале года УФСБ по Амурской области возбудило еще одно «уголовно-экстремистское» дело. Место действия — Сковородино. Там на памятнике «Скорбящая мать» и мемориале, посвященном городам-героям, установленным на центральной площади города, а также на нескольких зданиях появились призывы: «Бей хачей», «Смерть черным» и другие в комбинации с нацистской символикой.
Сначала по данному факту органами дознания сковородинского ОВД было возбуждено уголовное дело по ч. 1. ст. 214 УК РФ — вандализм. После заключений экспертов чекисты возбудили еще одно — по экстремизму. В марте прокурор Сковородинского района своим постановлением изъял уголовное дело из органа дознания и передал в следственный отдел УФСБ, где эти два дела соединили в одно. Его рассмотрение в суде должно состояться в середине сентября.
Граффитчик, запомни!
Мало кто из молодежи знает: если в настенно-заборных надписях содержатся публичные призывы к совершению преступлений по мотивам расовой, национальной ненависти или вражды, в соответствии со ст. 1 ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции от 29.04.08) это является экстремистской деятельностью. А значит, есть все основания для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 280 УК РФ. На чей-то взгляд, безобидное «Бей черных» может поломать не одну молодую судьбу.
Кстати
В Приамурье разработана целевая программа «Патриотическое воспитание жителей Амурской области на 2006—2010 годы». Хотелось бы узнать, уделяют ли власти, в том числе и областного центра, должное внимание профилактике экстремизма, ведь это немаловажный фактор воспитания здорового патриотизма. В ближайшее время «АП» вернется к этой теме.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии