Льготный перечень лекарств ограничивает выбор и у врача, и у больного.Льготный перечень лекарств ограничивает выбор и у врача, и у больного.

«Кто-то из обиженных льготников, возможно, считает нас равнодушными и даже циничными, — высказали свою боль люди в белых халатах, — но это не так. И если уж быть откровенными, то не врачи виноваты, а систему льготного лекарственного обеспечения надо изменить». Предлагаем читателям рассуждения медиков (без имен и фамилий) на злободневную тему.

Всякий участковый врач, ведущий тысячи больных со сходными диагнозами, с годами накапливает колоссальный опыт практического применения полусотни самых ходовых медикаментов. На своем опыте доктора узнают о лекарствах значительно больше, чем сказано в самом подробном фармацевтическом справочнике, приспосабливаются к их особенностям, проверяют на практике заявленный эффект и тяжесть побочных явлений. Они могут реально оценить соотношение «цена — качество» и то, что даст для конкретного больного замена лекарства в льготном перечне на «такое же».

Два аргумента

Многие из узких специалистов и участковых терапевтов, с кем довелось поговорить корреспондентам «АП», единодушны в одном: давно пора изменить схему льготного лекарственного обеспечения. Есть два существенных минуса. Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам бесплатно, резко ограничивает выбор как у врача, так и у больного. И качество лечения остается под вопросом.

Первый аргумент, который выдвигают медики, — это индивидуальный подход к больному. Лекарство, которое подходит одному человеку, может не принести облегчения другому. Кроме того, надо учитывать и такой аспект, как эффект привыкания. Какое-то время определенный медикамент вам помогает, а завтра — уже нет, необходимо подбирать другой. Если будет широкий выбор, то врачи смогут комбинировать препараты.

Аргумент второй: списки льготных лекарств ограничивают клинические возможности мышления лечащего врача, сужают необходимость думать, интересоваться новыми препаратами. Они, как правило, дороже, но зато эффективнее и побочных эффектов меньше. Вот и «варятся» некоторые эскулапы в лекарственном перечне как в собственном соку: а зачем напрягаться, изучать новые формы и методы лечения, если за тебя уже все решили?

Палка о двух концах

Льготные списки — одна из причин того, что некоторые врачи, даже не смотря на доплату, не хотят работать на участке.

— Стыдно смотреть в глаза больному, потому что ты не можешь назначить ему адекватное лечение — нет возможности, — откровенно признаются терапевты. — Порой с благой целью приходится уговаривать пациента покупать другой препарат. Вроде бы все объяснишь, печешься о его же здоровье. А он потом выходит из кабинета и все равно не доволен: «Вот мне положено, а мне не дают — приходится покупать». Поэтому врач от этой психологической ситуации уходит: назначает то, что можно бесплатно.

И здесь могут возникнуть вопросы. Нередко бывает: человек идет в аптеку, а там оказывается, что даже по льготному рецепту ему не могут отпустить необходимый препарат, нужно ждать. Он все равно покупает это лекарство, и в итоге опять виноватым оказывается лечащий врач. Больной приходит в следующий раз на прием и выговаривает: «Вы мне выписали рецепт, а ничего купить не могу». Порой льготники месяцами ходят по кругу, а непростую психологическую ситуацию приходится разруливать участковому терапевту.

— Это одна из самых больших трудностей в нашей работе. Нам хочется больному помочь, хочется его вылечить, и можно, — уверяют люди в белых халатах, — и эффективные лекарства сегодня есть от большинства болезней хронических, но ты не имеешь права их выписать, потому что связан по рукам и ногам какими-то регламентирующими моментами.

Сегодня минус — завтра плюс

Большинство врачей мечтают о том, чтобы государство отказалось от списков льготных лекарств и специалистам предоставили возможность выписывать те препараты, которые необходимы больному. Возможно, стоит выработать стандарты по каждому заболеванию: какие группы и классы препаратов можно выписывать, существенно расширив льготный спектр.

— Сначала государство, конечно, понесет большие расходы. Но со временем ситуация изменится — положительные сдвиги будут очевидны, — уверены медики. — Во-первых, исчезнут очереди в поликлиниках: сегодня многие вынуждены идти к врачу даже тогда, когда не надо, — за бесплатным рецептом. Во-вторых, если будут более эффективные схемы лечения, то у пациентов реже будут происходить обострения, будут более длительные периоды ремиссии, а значит, люди реже будут обращаться за помощью. И самое главное — разгрузятся участковые терапевты. У врачей появится возможность работать индивидуально с каждым пациентом.

Комментарии

Марина Шукан, начальник отдела лекарственного обеспечения минздрава области:

— Читатели «АП» адресовали министерству здравоохранения области ряд вопросов. В частности, благовещенка Лариса Андрианова спрашивает: «Врач на нашем участке иногда говорит: «Извините, я этот препарат вам уже не могу выписать, потому что уже выписала другим. Давайте заменим». Выходит, что существуют какие-то лимиты?» Отвечаю: никаких лимитов на количество выписываемых льготных препаратов не существует. В соответствии с приказом «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» лекарственные средства назначаются исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным стандартам медицинской помощи. А вот назначение пяти и более лекарственных препаратов одному больному производится по решению врачебной комиссии. Это делается для недопущения негативного воздействия лекарственных средств на организм.

Если врач почему-то отказывается выписывать лекарство из бесплатного перечня, об этом нужно сообщить в минздрав по телефону 22-44-16. Будем разбираться. Нам такие жалобы не поступали.

— Марина Александровна, многих амурчан интересует, почему исключили препарат структум из реестра «льготных».

— Да, лекарственный препарат структум исключен из перечня лекарственных средств для назначения льготным категориям граждан. Это было сделано в связи с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2008 № 451н. Лекарственные средства исключались из перечня из-за недоказанной их эффективности.

Наталья Пугачева, депутат Госдумы РФ от Амурской области:

— Сегодня все ветви власти озабочены этой темой. В конце августа Госдума рассмотрит законопроект «Об обращении лекарственных средств». Согласно документу, максимальная торговая наценка на жизненно необходимые лекарства должна составлять 30 процентов. Она должна применяться только к фактической цене производителя, а не к цене предыдущего поставщика. Кроме того, уже принято Постановление правительства РФ, которое предполагает обязательную регистрацию производителями цен на лекарственные средства из перечня жизненно важных. Предельные отпускные цены для производителей будет устанавливать Федеральная служба по тарифам. Также она будет регулировать торговые надбавки по единой для всех регионов методике расчета. Эти изменения должны вступить в силу уже осенью.

— Наталья Васильевна, некоторые эксперты прогнозируют, что производители, опережая негативные для них перемены, могут заранее повысить цены на лекарства. А аптеки попробуют отыграться за счет медикаментов, которые не входят в список жизненно важных.

— Действительно, проблема лекарственного обеспечения остра и многогранна. Не зря ею озаботился сам премьер-министр РФ Путин. Владимир Владимирович недавно поднимал вопрос о завышении цен на лекарства оптовыми поставщиками и крупными аптечными сетями на заседании правительства. Он пообещал, что за нарушение порядка ценообразования вводится серьезная ответственность, вплоть до отзыва лицензии. Это, на мой взгляд, будет способствовать исключению ненужных посредников из цепочки поставок медикаментов в аптеки и в конечном счете должно сказаться на ценах на медикаменты.

Возрастная категория материалов: 18+