Первые авансы уже пришли в бамовские предприятия, однако вопрос с долгами прошлого года до сих пор остается открытым. Когда с Эльги в Амурскую область придет первый уголь и с какими проблемами столкнулись вернувшиеся на объект строители, выяснял наш корреспондент.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в прошлом году, кардинальным образом повлиял на ход сооружения 315-километровой железной дороги от бамовского разъезда Улак в Зейском районе до залежей угля в Якутии. Компания «Мечел» — владелец месторождения и инвестор строительства подъездных путей — из-за спада спроса на металл и уголь еще в 2008 году практически прекратила финансирование этого крупнейшего инфраструктурного проекта. В результате образовалась гигантская задолженность перед строителями — более 4 миллиардов рублей.
Путин помог «Мечелу»
У большинства предприятий иссякли все возможности для выплаты зарплаты, погашения налогов, закупки горюче-смазочных материалов. Поэтому с 1 апреля субподрядчики (механизаторы, взрывники, мостостроители) прекратили все работы на объекте до полного погашения долгов. Сотни строителей остались не только без работы, но и без зарплаты за прошлые месяцы. Рабочие массово стали обращаться в Зейскую прокуратуру с просьбой помочь получить деньги. Однако, несмотря на предписания надзорного органа, взять миллионы рублей, чтобы выплатить все долги, предприятиям было неоткуда.
— Безусловно, работники должны вовремя получать зарплату, и нет их вины в том, что с нами не рассчитывается подрядчик, — говорит руководитель одной из мехколонн. — Но нужно понять и нас: где мы можем взять деньги, если нам должны сотни миллионов рублей за уже выполненные работы.
Полгода строители ждали решения, которое примет «Мечел» в отношении долгов и продолжения сооружения дороги. Многочисленные переносы по выплатам поставили ряд предприятий на грань банкротства. После весенней встречи в Нерюнгри директора управления капитального строительства ООО «УК «Мечел» Петра Сыркина с подрядчиками ситуация несколько прояснилась. Представитель инвестора пообещал рассчитаться с долгами и возобновить финансирование стройки, но практически все лето никаких сдвигов в этом вопросе не было. Только 21 августа на совещании в Республике Саха (Якутия) премьер-министр Владимир Путин предложил масштабную государственную помощь для поддержания проектов «Мечела».
— Сюда входят 10-летние каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых, выплата которого должна была начаться в тот момент, когда подразделение «Мечела» —«Эльгауголь» — приступит к добыче угля на Эльгинском месторождении. Это даст экономию от 40 до 60 миллионов рублей. Следующий элемент поддержки — покупка государственными банками облигаций компании на 10 миллиардов рублей, а также предоставление дополнительных госгарантий по обязательствам «Мечела» на 900 миллионов долларов. Путин дал распоряжение четырем банкам — Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ВЭБ — рассмотреть вопрос о выкупе облигаций, — сообщается в информации министерства экономического развития России.
Смена подрядчика
Средства от размещения этих облигаций «Мечел» намерен использовать для разработки Эльгинского месторождения. Получив надежный источник финансирования, инвестор решил возобновить строительство подъездных путей. Однако «Мечел» решил отказаться от услуг генерального подрядчика — «Инжиниринговой корпорации «Трансстрой». Напомним, в течение года «Мечел» и «Инжиниринговая компания «Трансстрой» переводили друг на друга стрелки в части 4-миллиардного долга. Заказчик говорил, что деньги перечислил, генпод-рядчик это отрицал. Из-за этого десятки субподрядных организаций оставались без средств. Теперь генподрядчиком станет предприятие, входящее в структуру «Мечела», а главным координирующим центром по-прежнему будет дирекция по развитию Эльгинского месторождения ОАО «ХК «Якутуголь». Инвестор посчитал, что такая схема позволит сэкономить деньги и при этом взять под полный контроль все этапы прохождения финансовых потоков.
— Сроки сдачи объекта остаются прежними, и для компании «Мечел» этот проект является приоритетным. Сейчас здесь продолжаются работы по сооружению автодороги, — сообщила Елена Тебенева, пресс-секретарь ОАО «ХК «Якут-уголь».
Пока трудно говорить о высоких темпах, так как строители только начали передислокацию на объекты. Полученные авансы предприятия сразу же направили на погашение долгов по старым обязательствам и закупку новых материалов. Например, группа компаний «Взрывпром» отправила деньги на заводы по производству взрывчатых веществ. Но, как здесь подчеркивают, перечисленные 50 миллионов рублей — это крайне мало. Предприятию до сих пор должны почти полмиллиарда рублей за уже произведенные взрывы на строительстве железной дороги Улак — Эльга.
— Наша компания, несмотря на прекращение финансирования, сохранила на объекте буровзрывные станки, потому что их передислокация туда-обратно требует значительных средств. Поэтому практически все необходимое оборудование у нас на месте. Сегодня перед нами стоит задача собрать коллектив взрывников, которые были отправлены в отпуска, — рассказывает Иван Шестак, пресс-секретарь группы компаний «Взрывпром». — Конечно, возобновление строительства дороги до Эльги — это надежда для всех взрывников, потому что на этом объекте предстоит выполнить колоссальные объемы работ.
Уголь по автотрассе
Сейчас строители вплотную подошли к Становому хребту, где необходимо взорвать десятки миллионов кубометров скалы, чтобы проложить железную дорогу. С июня прошлого года, когда в торжественной обстановке было возобновлено строительство подъездных путей до Эльги, стальная колея практически не сдвинулась с места. Все силы механизаторы бросили на отсыпку автодороги. Из-за дождливого лета и вечной мерзлоты уже построенная трасса снова превратилась в труднопроходимое направление. 60 километров железной дороги, уложенной в 2002 году, опять необходимо восстанавливать, а это потребует дополнительного финансирования и времени. По словам строителей, самые трудные километры будут впереди — при пересечении Станового хребта: сложнейший рельеф, низкие температуры, полное отсутствие поблизости коммуникаций станут барьером, который, впрочем, можно осилить. У бамовских предприятий помимо накопленного опыта появилась современная импортная техника, позволяющая преодолевать любые препятствия при строительстве дорог.
Тем временем «Мечел» планирует на первом этапе вывозить уголь с Эльгинского месторождения автотранспортом. Это значительно удорожает доставку, но при довольно высокой стоимости коксующегося угля на мировом рынке все-равно делает его добычу рентабельной. По такой схеме предполагается выво-зить сырье уже в июле 2010 года. На втором этапе транспортировка угля должна идти уже по железной дороге. Точных сроков сдачи стальной трассы никто назвать не может, хотя официально движение поездов по маршруту Эльга — Улак планировалось начать в сентябре 2010 года. Сегодня эта дата даже при стабильном финансировании и большом числе строителей нереальна, так как сроки возведения некоторых мостов на линии по проекту занимают не один год.
В любом случае для экономики Амурской области, и прежде всего Зейского района, возобновление сооружения дороги до Эльги даст новый импульс. Рабочие места, налоговые поступления — одни из главных составляющих благополучной жизни региона. Николай Лихогруд, глава Зейского района, уже отметил, что с воодушевлением узнал о возвращении на Улак строителей, главной базой для которых является поселок Горный.
Добавить комментарий
Комментарии