Замалчивание долгие годы афганской темы привело к тому, что у многих сформировалось неправильное отношение к ветеранам той войны. Этот проект — еще один шаг к тому, чтобы воздать должное бойцам и командирам ограниченного контингента: рассказать о тех, кто, выполнив воинский долг, вернулся на родину, вспомнить имена погибших, помочь их престарелым родителям, сердце которых незнакомый Афганистан разбил навсегда. У Василия Елинского он отнял не только сына, но и жену — убитая горем мать не прожила года после трагедии.
Письмо с «того света»
Жизнь этого человека — сплошной комок нерва, боли и безвозвратных потерь. По биографии семьи Елинских можно изучать трагические вехи истории всей нашей страны. В ней есть все: Великая Отечественная война, оккупация, голод, Чернобыль, Афганистан… Злая судьба год за годом отнимала у него самое дорогое, что есть у любого человека, — детей: из пятерых в живых остался всего один сын. А самого Василия Елинского несколько лет назад ненароком «похоронили».
Ежегодно Амурский союз ветеранов Афганистана в канун памятной даты — дня вывода наших войск из этой страны — инвалидам и семьям погибших оказывает финансовую помощь. Однажды денежный перевод на имя отца Петра Елинского, погибшего в Афгане, вернулся назад с пометкой «адресат выбыл». В Союзе пытались разыскать Василия Григорьевича, позвонили в Бурейский район, но там сообщили, что он уже умер.
— Мы, конечно, очень расстроились, что не смогли принять участие в похоронах, помянули Петю и его отца добрым словом. Прошло пять лет. И вот в союз приходит письмо, которое повергло всех нас в шок, — рассказала зампредседателя правления регионального отделения РСВА Ольга Павлова. — Мы не поверили своим глазам, думаем, с того света письмо, что ли? Оказывается, Василий Елинский живет в Новобурейском и нуждается в помощи. Ветеран жив, а мы пять лет (!) не оказывали ему никакого внимания.
В феврале этого года, когда всем участникам боевых действий и родным погибших амурчан в районах торжественно вручали памятные медали в честь 20-летия вывода советских войск с территории Афганистана, Василия Елинского обошли стороной. Исправить ситуацию и лично узнать, как сегодня живет «забытый» отец афганца, в Новобурейский выехал руководитель амурского отделения Союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз.
Заберите мой дом
Вот и нужный адрес: Луговая, 23. Василий Григорьевич удивился такому количеству гостей.
— Вижу плохо — катаракта мучает. В очередь на бесплатную операцию меня поставили, но только на январь. А тут каждый день дорог. Вы уж мне помогите пораньше операцию сделать, — в глазах старика читалась мольба о помощи.
— Решим этот вопрос, — пообещал Вощевоз, вручая конверт с деньгами. — Василий Григорьевич, вы уж извините, что так получилось. А дом этот когда вам купили? Мы в свое время делали запрос в администрацию, просили помочь вам с жильем.
— Дом купили на спонсорские деньги. Все происходило в спешке. В декабре мне сказали: «Не успеете до нового года купить жилье, деньги пропадут». Вот выбрал, что сумел. Вроде бы радоваться надо, а радости никакой. Сил уже нет ни за домом ухаживать, ни в огороде работать. Крыша течет, в подвале вода…
По-хозяйски осмотрев строение и подворье, Валерий Вощевоз уехал в администрацию района. А мы за разговорами по душам, с воспоминаниями и старыми фотографиями не заметили, как пролетело время.
Черные метки
Еще мальчишкой он с семьей на родной Брянщине попал в фашистскую оккупацию. Насмотрелся столько всего, что для рассказа не хватит газетной страницы. После войны, когда начался страшный голод, Вася батрачил в соседней Белоруссии и тем самым спас свою семью от верной смерти. Голос старика срывался на предательский шепот, когда он вспоминал, как сам недоедал, приносил домой за пазухой остатки хлеба, картошку, а изможденные голодом сестрички тянули к нему тощие ручонки.
Я слушала рассказ и задавалась вопросом: ну почему судьба была так немилосердна к этому человеку, с такими сильными трудовыми руками и таким добрым сердцем? За что ему выпала такая горькая доля? Вся долгая жизнь Василия Григорьевича помечена черными отметинами страшных утрат.
Чрезвычайный случай на производстве стал причиной гибели шестнадцатилетнего сына Володи. После этого семья Елинских переехала из Брянщины в Амурскую область. Переселенцам предоставили дом в Правой Райчихе, что рядом с Успеновкой в Бурейском районе. Но и здесь беда не перестала преследовать семью. Старшая дочь Галя уехала в Белоруссию, там вышла замуж, но и ее счастье было недолгим. И Галина, и ее муж стали жертвами аварии на Чернобыльской атомной станции. Жизни еще двух сыновей Елинских забрала армия.
— Саша погиб по время учений здесь недалеко, под Облучьем. Ему оставалось всего три месяца до дембеля, когда танк наскочил в тайге на порванные во время тайфуна оголенные провода. Из экипажа тогда никто не остался в живых. Надо же, и Петя, наш четвертенький, тоже решил стать танкистом, — трясущейся рукой старик достал из альбома портрет сына.
Гордость и надежда семьи Елинских. Петя очень хорошо учился. В старших классах ему даже доверяли вести уроки. Он мечтал стать военным. И стал. Как его с таким высоким ростом приняли в БВТКУ, все удивлялись. Ребята даже шутили: «Петро, у тебя ноги в танке помещаются?». Но когда узнали, что сразу после училища его направили в «горячую точку», было уже не до шуток. В чужой, раздираемой противоречиями, жаркой стране лейтенант навсегда оставил свою юность.
— Через несколько месяцев я и жену похоронил, — голос старика, когда он вспоминал об этом, еще больше задрожал, на изрезанную морщинами ладонь скатилась скупая слеза. Сколько он их выплакал уже за все эти годы…
Школа его имени
Петр Елинский погиб 21 ноября 1983 года — не дожил всего 6 дней до своего очередного дня рождения. При разминировании одного из участков дороги, командуя танком, оснащенным противотанковым тралом, был тяжело ранен. Умер по дороге в госпиталь. За мужество и храбрость командир танкового взвода посмертно награжден орденом Красной Звезды. Василий Григорьевич подарил орден школе в Успеновке, которую Петя окончил и которая названа его именем, как и улица в этом селе.
— Я была у Петра классным руководителем в 9-м классе, — говорит бывший директор школы Лидия Филатова. — Это был умный, организованный и очень ответственный парнишка. Как-то для КВН нужно было выставить команду, соревнования начинались в семь вечера, а Елинские жили в Правой Райчихе — это в нескольких километрах от школы. Автобус в это время уже не ходил. И ребята переживали, что их лучший игрок не придет. Идти одному в кромешной темноте по пустынной дороге решится не каждый подросток. Но Петя не подвел класс.
Он приезжал из Афганистана в отпуск, приходил в родную школу. А через три месяца его привезли уже в цинковом гробу. «Там даже окошечка не было. Мать все кричала: откройте, я хочу увидеть своего сыночка», — вспоминают односельчане. Гибель сына в Афганистане стала последней каплей, которую материнское сердце, надорванное горем, уже не смогло перенести.
Прошло много лет, но здесь бережно чтят память о погибшем выпускнике. Во времена пионеров и комсомольцев за могилой поочередно ухаживали отрядами. А в последние годы, когда из села стало уезжать много семей, педагоги и школьники полностью взяли под свою опеку кладбища и в Успеновке, и в Правой Райчихе. Ежегодно проводят трудовые десанты, убирают все заброшенные могилы. И каждый год в ноябре здесь обязательно проводят памятную линейку у обелиска Петра Елинского — он установлен в холле на первом этаже. Здесь никто — ни взрослые, ни дети не задаются вопросом: нужна ли была СССР та война в Афганистане или нет? «Его туда послала родина, он выполнил свой долг, поэтому он герой», — говорят ребятишки.
Жаль, что эти слова не слышал отец погибшего лейтенанта. Прощаясь с нами, он все повторял: «Забрали бы у меня дом, дали бы однокомнатную квартиру — не надо в собственность, только бы дожить век нормально. Я так устал от этой жизни…»
Владимир Горшенин, первый замглавы администрации Бурейского района:
— Мы завезли Василию Елинскому уголь, собрали пожертвования на оплату операции. Определились и с ремонтом кровли. Что касается просьбы переселить в коммунальное жилье. Этот вопрос решить сложно. Единственный вариант — найти спонсоров, купить дедушке квартиру, а дом безвозмездно передать муниципалитету. Я предложил Валерию Вощевозу совместными усилиями искать деньги. Часть расходов мы готовы взять на себя.
Добавить комментарий
Комментарии