Внук легендарного скрипача Леонида Когана выступал в 65 странах мира, он первый музыкант, который играл на Северном полюсе. Как правильно ставить руку, почему нужно тренироваться каждый день и надо ли нести классическую культуру в массы? Об этом говорили благовещенцы на встрече с талантливым скрипачом.
В роли педагога Дмитрий Коган выступает нечасто — времени катастрофически не хватает. Например, вчера он был в Благовещенске, сегодня уже вылетел в Москву, а завтра у него гастроли в Женеве. Но такие занятия для Дмитрия сегодня — единственный способ поделиться своим опытом.
— Меня приглашают преподавать, но я отказываюсь по принципиальным соображениям, — признался Дмитрий Коган. — А если просят провести мастер-класс, то соглашаюсь. Научить чему-то за полчаса — задача невыполнимая. Но можно дать направление, в котором следует работать, указать слабые места.
Первым «подопытным кроликом» именитого маэстро стала 12-летняя скрипачка Марина Иванова. Кстати, этот инструмент она выбрала сама — за его нежность звучания и хрупкость. Девочка учится в пятом классе музыкальной школы, участвует в концертах, но общение с Коганом, чувствовалось, далось ей нелегко.
Марина хотела сыграть для гостя два произведения — «Тарантеллу» и «Подражание», но под пристальным оком строгого маэстро (а также педагогов и видеокамер) ей пришлось начать с гаммы. Потому что от этой техники, по мнению Когана, зависит в целом мастерство музыканта. От волнения у девчушки дрожали не только коленки, но и пальчики, из-за чего скрипка иногда выдавала «петуха». А критика Дмитрия была отнюдь не милосердной.
— Ты руку неправильно ставишь, зачем прижимаешь пальцы? — обращал внимание на ошибки ученицы Коган. — Прием должен быть отработан. Нужно заниматься, и тогда есть шанс стать профессиональным музыкантом. Может быть, я слишком строг, но помню своего первого педагога, как она кричала на меня: «Бездарность! Вон из класса!», вазы иногда разбивала о стену.
Под занавес встречи коснулись риторических вопросов в педагогике. нужны ли сегодня школы искусств, если гениев рождается лишь один на сто тысяч, а большинство выпускников «музыкалки» потом не прикасаются к своим инструментам?
— Музыкальные школы нужны для культурного воспитания детей, чтобы они потом не смотрели передачи типа «Кривого зеркала» Петросяна, — отметил Дмитрий Коган. — В свое время я тоже окончил ЦМШ при Московской консерватории и очень ценю труд педагогов. Но не надо ставить себе нереальных планок и гнаться за популярностью. В профессиональном искусстве важен талант — или тебе дано, или нет. Мне, наверное, в большей степени дано, хотя спасибо маме, что в свое время заставляла заниматься. Поэтому я всегда честно отвечаю родителям, которые спрашивают насчет своего ребенка, мол, стоит ли его отправлять учиться в Москву: если у него маловато способностей, то не стоит. Как профессионал, могу определить, какое его ждет будущее. А стоит ли тратить столько сил и средств, чтобы потом сидеть в каком-нибудь оркестрике шестой скрипкой? Зачем ломать жизнь ребенку, ведь он может проявить себя в чем-то другом?
В рамках мастер-класса нам не довелось насладиться талантом известного скрипача, хотя Коган приехал со своей скрипкой. Она настоящий раритет, изготовлена еще в 1764 году, и сейчас прекрасно звучит. Когда же педагоги попросили Дмитрия что-нибудь сыграть на школьном инструменте, он отказался.
— На чужих скрипках я не играю, а моя осталась в гостинице, — пояснил Дмитрий Коган. — Нет смысла носить с собой, потому что приехал сюда на полтора дня поучаствовать в форуме «Стратегия-2020». Но скрипка мне нужна, чтобы не потерять форму. К сожалению, из-за гастролей и активной общественной жизнь (я вхожу в совет по образованию фракции «Единая Россия») сейчас у меня мало времени на такие занятия, тренируюсь по 20 минут в день. А с концертом в Благовещенске я выступал пять лет назад.
Добавить комментарий
Комментарии