В будущем году компания рассчитывает продолжить приграничную торговлю электроэнергией, а в текущем начать строительство новой высоковольтной линии электропередачи, что позволит в 3—4 раза увеличить объем экспорта электроэнергии в Китай. Генеральный директор ВЭК Юрий Шаров в интервью «АП» рассказал об особенностях работы с китайскими партнерами, ожиданиях от российско-китайского форума в Пекине и перспективах развития сотрудничества в области электроэнергетики в АТР.
— Юрий Владимирович, ВЭК готовится к заключению нового контракта на поставки электроэнергии в Китай, ведь срок действующего истекает в конце года?
— Действительно, в декабре заканчивается действие контракта, который мы подписали с Государственной электросетевой корпорацией Китая в конце февраля. Как вы знаете, мы его уже один раз пролонгировали: в мае подписано дополнительное соглашение, по которому срок пробных поставок электроэнергии в провинцию Хэйлунцзян в рамках приграничной торговли был увеличен с трех месяцев до десяти. Китайский партнер был удовлетворен результатами сотрудничества с нашей компанией и холдингом ИНТЕР РАО ЕЭС. Мы выполнили свои обязательства по объемам поставок и обозначили четкие перспективы развития отношений. Так, до конца этого года объем экспорта электроэнергии составит около 800 млн. кВт-ч. В 2010 году мы сможем экспортировать 1—1,2 млрд. кВт-ч. В настоящее время наша компания ведет переговоры с ГЭК Китая о сотрудничестве в будущем году. Думаю, в ноябре, когда на китайской стороне будет готов прогноз по объемам потребления электроэнергии в провинции Хэйлунцзян, а на российской утверждены новые правила покупки электроэнергии в ОЭС Востока для целей экспорта, мы приступим к юридическому оформлению существующих договоренностей.
— В сентябре в Хабаровске состоялись переговоры, на которых обсуждалась возможность участия китайских банков в финансировании строительства ключевого объекта для проекта увеличения экспорта электроэнергии в КНР — линии электропередачи 500 кВ от подстанции «Амурская» в Благовещенске до государственной границы. О чем удалось договориться с китайским партнером? Может ли Приамурье рассчитывать на китайские инвестиции?
— Говорить о каких-либо конкретных решениях преждевременно. Пока все находится в процессе. На переговорах, которые провели губернатор Амурской области Олег Кожемяко и заместитель председателя Государственного комитета по развитию и реформе КНР Чжан Гобао, обсуждалось много вопросов, затрагивающих различные сферы экономического сотрудничества Приамурья и приграничных районов Китая и в том числе экспорт электроэнергии. Отмечу, что Чжан Гобао, возглавляющий также Государственное энергетическое управление Китая, а это уровень министра энергетики, уделил большое внимание нашему проекту, отметив его важность для развития северо-востока страны. Китай заинтересован в скорейшем строительстве ЛЭП-500, которая свяжет между собой ОЭС Востока и энергосистему КНР. Кстати, по словам господина Гобао, на китайской стороне активно ведется создание инфраструктуры для приема российской электроэнергии. Так, в районе города Хэйхэ завершается строительство вставки постоянного тока 750 МВт (преобразовательной подстанции), от нее до подстанции Суйхэ в районе Харбина уже построена новая линия электропередачи.
На встрече с Чжаном Гобао мы обсуждали возможность участия китайских банков в финансировании строительства ЛЭП-500 на российской стороне, которая позволит уже к 2011 году увеличить поставки электроэнергии в КНР в 3—4 раза, до 4—5 млрд. кВт-ч в год. При этом глава Приамурья Олег Кожемяко заявил о готовности областного правительства предоставить гарантии Амурской области по кредиту, что, на мой взгляд, является очень важным решением, если говорить о государственно-частном партнерстве как о реально действующем механизме реализации инвестиционных проектов. Планируется, что в октябре в Благовещенске состоится встреча с участием представителей финансовых кругов КНР, на которой эта тема получит свое развитие. Конечно, мы рассчитываем и на интерес со стороны Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка. Другой вопрос, что из-за высоких процентных ставок, по которым наши банки готовы выделять кредиты, долгосрочное инвестирование инфраструктурных проектов, тем более в энергетике, сегодня представляется маловероятным.
Есть и другой вариант — перенести на 2009—2010 годы выделение бюджетных средств, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья в период до 2013 года». Согласно ФЦП финансирование строительства ЛЭП-500 от подстанции «Амурская» до госграницы отнесено на 2011—2013 годы. Но для нас, как и для китайского партнера, это неэффективный срок. Таким образом, в настоящее время мы рассматриваем разные возможности привлечения средств для строительства новой линии электропередачи, в том числе и со стороны банков КНР.
— Может ли ВЭК выступить в качестве самостоятельного инвестора строительства ЛЭП-500?
— В настоящее время мы согласовываем с Федеральной сетевой компанией условия инвестирования холдингом ИНТЕР РАО ЕЭС собственных средств в строительство линии, чтобы обеспечить начало строительства уже в 2009 году. Однако наши возможности здесь весьма ограниченны. Дело в том, что правила функционирования оптового рынка электроэнергии, действующие в дальневосточной энергозоне, предусматривают единый центр формирования прибыли. Этим центром является Дальневосточная энергетическая компания, выполняющая функции единого закупщика и гарантирующего поставщика. Именно ДЭК получает более 50% всего дохода от экспорта электроэнергии. Более 45% дохода распределяется между поставщиками (генерирующие компании) и Федеральной сетевой компанией. На долю же экспортера (ВЭК) приходится всего 3,5% — на эти деньги много не построишь. Нужны дополнительные источники финансирования.
— В октябре в Пекине будет проходить IV Российско-китайский экономический форум. Ожидается, что накануне пройдет встреча глав правительств двух стран — Владимира Путина и Вэнь Цзябао. Возможно, переговоры на высшем уровне «добавят скорости» китайскому проекту?
— Основные соглашения, составляющие правовую базу проекта увеличения экспорта в КНР, — о разработке ТЭО, об основных принципах реализации проекта — контракт купли-продажи электроэнергии в рамках 1-го этапа проекта подписывались в присутствии глав России и Китая. Реализация крупных двусторонних проектов в энергетической сфере поддержана Декларацией, подписанной в 2007 году Владимиром Путиным и Председателем КНР Ху Цзиньтао. Я надеюсь, что главы Правительств РФ и КНР в своем диалоге коснутся вопросов сотрудничества в сфере электроэнергетики. Для КНР проект, который мы реализуем совместно с ГЭК Китая, — это возможность обеспечения надежного, в долгосрочной перспективе, энергоснабжения северо-востока страны. А для России — возможность создания на Дальнем Востоке фактически новой энергетической инфраструктуры на базе передовых технологий, со всеми вытекающими последствиями для смежных отраслей, регионального рынка труда и бюджетов территорий.
— Можно ли сказать, что ВЭК — это компания одного проекта?
— И да, и нет. На сегодня Китай является основным направлением в географии нашей деятельности. Собственно, для его реализации и была создана Восточная энергетическая компания. В то же время нам и нашему акционеру — ИНТЕР РАО ЕЭС — интересны возможности сотрудничества на территории других стран азиатского региона — Таджикистана, Киргизии, Южной Кореи. В свое время корейским исследовательским институтом KERI был разработан проект NEAREST, предусматривающий возможность соединения электрических сетей стран Северо-Восточной Азии для оптимизации и повышения эффективности работы энергосистем в регионе за счет сезонного обмена энергией и мощностью. Например, весной, когда на Дальнем Востоке снижается энергопотребление в связи с завершением отопительного сезона и ГЭС вынуждены сбрасывать паводковую воду, у наших «соседей» на юге потребность в энергии растет — повышается температура воздуха, и население начинает активно пользоваться кондиционерами. В основе проекта NEAREST лежит идея создания цепи линий электропередачи, связывающих в кольцо энергосистемы Дальнего Востока России, Монголии, Китая, КНДР, Южной Кореи и Японии. Несмотря на то что реализация этого межгосударственного проекта — вопрос не одного десятилетия, работа над ним продолжается, ведь интеграция стран АТР — это объективный процесс, который рано или поздно приведет к необходимости формирования единого энергетического пространства. И нас привлекает возможность участия в этом процессе.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии