Владимир Морозов: «Проверяем каждый 
второй бюджетный рубль».Владимир Морозов: «Проверяем каждый второй бюджетный рубль».

Сегодня в условиях финансово-экономического кризиса и усиления борьбы с коррупцией на госфинконтроль возложены особые надежды. О том, как амурские ревизоры справляются с поставленными задачами, в интервью «АП» рассказал руководитель Территориального управления Росфиннадзора в Амурской области, государственный советник РФ 3-го класса Владимир Морозов.

— Владимир Николаевич, территориальные управления Росфиннадзора были образованы в 2004 году. Какие задачи стоят сегодня перед вашей службой?

— Основная функция прежняя — осуществление финансового контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Вместе с тем на службу Росфиннадзора российским правительством возложены новые полномочия: контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, федерального законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

— Если представить работу Территориального управления в цифрах?

— С момента создания Территориальным управлением проведено 2686 контрольных мероприятий, проверено 117 млрд. руб. средств федерального бюджета (это каждый второй рубль, поступивший в Амурскую область), 24 млрд. руб. средств государственных внебюджетных фондов и 3 млрд. руб. средств, полученных от другой, приносящей доход деятельности. Нарушения выявлены в 1461 организации, или в каждой второй из числа проверенных. Сумма нарушений составила 34 млрд. руб., из них со средствами федерального бюджета — 31 млрд. рублей. В результате принятых мер возмещено 28 млрд. рублей. В доход федерального бюджета возвращено 152 млн. руб., из них добровольно — 24 млн. рублей. Принимались меры по взысканию сумм, использованных не по целевому назначению, и в принудительном порядке. Главным распорядителям средств направлено 1424 уведомления на изменение лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, вернули в казну еще 122 млн. рублей. За нарушение бюджетного законодательства 234 должностных и юридических лица привлечены к административной ответственности, сумма наложенного административного штрафа составила 4 млн. рублей.

— Какие нарушения ваши сотрудники выявляют по части незаконного использования средств, поступивших в область из федерального бюджета?

— Наиболее часто выявляются факты несоблюдения нормативных актов при расходовании бюджетных средств на оплату труда, оплату работ и услуг по капитальному строительству, текущему ремонту, соблюдению порядка учета и сохранности имущества. Так, с нарушением законодательных и нормативных актов использовано на оплату труда 642 млн. рублей. Произведена оплата строительных и ремонтных работ за невыполненные объемы работ, по завышенным нормам и расценкам на сумму 87 млн. рублей. Такие нарушения систематически устанавливаются при проверках фактического выполнения работ на строящейся автодороге «Амур» Чита — Хабаровск. В 2007 году были приняты и оплачены невыполненные работы на 26 млн. рублей, в 2008-м — на 7,6 млн. рублей. Контрольными обмерами принятых и оплаченных ГБУ Амурской области «Строитель» работ по федеральной целевой программе «Дальний Восток и Забайкалье» и инвестиционных программ установлены факты их фактического неисполнения, оплаты в завышенных размерах на сумму более 27 млн. рублей в 2008 году и 20 млн. рублей в 2009-м. Аналогично ФГУ «Амурмелиоводхоз» были оплачены невыполненные работы в сумме 7,4 млн. рублей.

В бюджетных учреждениях и организациях повсеместно устанавливаются факты плохой организации сохранности и учета федерального имущества, что способствует хищениям и растратам. В ходе плановых инвентаризаций имущества, осмотра территорий, зданий и сооружений наши ревизоры выявили неучтенного и не внесенного в реестр федерального имущества на общую сумму свыше 21 млрд. руб., недостачу имущества на сумму 213 млн. рублей.

— Амурские ревизоры контролируют также и соблюдение валютного законодательства?

— В этой сфере Территориальным управлением проведено 415 плановых и внеплановых проверок. Возбуждено 686 дел об административных правонарушениях, из них 501 дело — по нашим проверкам и 185 дел — по протоколам, поступившим от таможенных и налоговых органов. По результатам рассмотрения вынесено 588 постановлений о назначении административных наказаний, предъявлено штрафных санкций в сумме 46 млн. руб., по которым взыскано в доход федерального бюджета 11 млн. рублей.

— Как амурское управление смотрится на фоне других в России?

— Приятно сознавать, что по результатам деятельности мы стабильно входим в первую двадцатку из 78 территориальных управлений Росфиннадзора по России и занимаем первые места среди территориальных органов в ДФО.

— Вы привлекаете к взаимодействию другие контролирующие организации, силовые структуры?

— Сегодня в условиях финансового и экономического кризиса ожидания в отношении госфинконтроля как опоры в становлении экономики страны в целом очень велики. В одиночку трудно добиться результата, поэтому мы тесно взаимодействуем с правоохранительными органами и другими федеральными контролирующими органами, как в ходе проведения контрольных мероприятий, так и при принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению должностных лиц, допустивших нарушения к ответственности. Мы заключили соглашения с Управлением Федерального казначейства по Амурской области, областным правительством и его министерством финансов, прокуратурой области, УВД по Амурской области, а также областным Управлением Федеральной службы судебных приставов.

В рамках совместного приказа по взаимодействию контрольно-ревизионных органов Минфина России с Генпрокуратурой России, МВД России, ФСБ России при назначении и проведении ревизий ежеквартально с прокуратурой и УВД по Амурской области, военными прокурорами проводится взаимная сверка и уточнение итогов совместных мероприятий. Это повышает эффективность контрольно-ревизионной работы, больше дел доходит до судов.

За время существования Территориального управления правоохранительным органам передано 350 материалов проверок на общую сумму финансовых нарушений более 4 млрд. руб., по которым возбуждено 76 уголовных дел, доведено до рассмотрения судом 38 уголовных дел, 23 должностных лица осуждены за финансовые нарушения.

— Ревизорам всегда было непросто, какие трудности испытывают сегодня сотрудники вашего управления?

— Ревизору подчас приходится сталкиваться с организованной и отлаженной системой, обладающей превосходством, в частности, имеющей более богатый практический опыт — если речь идет о проверке каких-либо специфических вопросов. Нашим сотрудникам часто требуется второе профессиональное образование — инженерно-строительное, юридическое. Необходимость продиктована широким кругом входящих в компетенцию службы вопросов, требующих сосредоточения разносторонних знаний в одном человеке — ревизоре. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция, когда изначально при нормотворчестве появляется коллизионное нормативное поле, способствующее различной интерпретации как со стороны проверяемых, так и со стороны поверяющих. Росфиннадзор знает об этих проблемах не понаслышке, работает над совершенствованием навыков проверяющих, что помогло бы снизить количество возможных ошибок в работе и количество оспариваемых в судебном порядке нарушений.

— Нет сомнения, что ваш коллектив отличается профессионализмом и дееспособностью?

— Какие бы перемены ни происходили в системе государственного финансового контроля в России, ей присущи традиционализм и профессионализм. Беззаветным служением контрольно-ревизионному делу на амурской земле отличились А. И. Петров, Н. Ф. Смирнов, Т. А. Добрая, Л. А. Кириллова, Н. Я. Мацуца, В. Х. Жовтик. Приверженность идеям, взглядам и установившемуся порядку, унаследованным от предшествующих поколений ревизоров, верность избранному делу жизни проявляют отдавшие работе в системе госфинконтроля в Амурской области более 30 лет и продолжающие трудиться Т. П. Нестерова, Н. П. Абрамова, Т. Ф. Бардакова, Г. И. Козлова и др. Соответствие требованиям деятельности, защита государственных интересов за более чем десятилетний стаж работы стали нормой для работающих ныне в управлении Л. В. Петуховой, Н. В. Яблонских, В. Г. Калачевой, В. П. Яненко, М. В. Таничевой, О. В. Бредихина, В. С. Палий, Н. Б. Жигайловой. Сумели завоевать авторитет за сравнительно короткий срок службы И. В. Геращенко, Е. В. Ландик, О. В. Осинцева, Г. В. Яковлева, С. В. Новокшонов, И. Ю. Попова.

— Я знаю, что у вас сегодня день рождения, примите наши поздравления!

— Спасибо. А я в свою очередь поздравляю всех работников Территориального управления с пятилетием образования службы и желаю отменного здоровья, семейного благополучия, оптимизма, квалифицированного и добросовестного решения поставленных перед управлением задач.

История

Государственный контроль в России как отдельное, независимое установление в составе государственного управления получил начало со времени издания Высочайшего манифеста 28 января 1811 года.

Возрастная категория материалов: 18+