Продолжение. Начало в «Амурской правде» от 22.10.2009 г.
Введенный в действие с 1 января 2006 года Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ призван не только повысить эффективность расходования бюджетных средств, прозрачность и открытость данной сферы экономики, но направлен и на развитие конкуренции среди участников размещения заказа.
За эти годы заказчикам пришлось освоить новый порядок размещения заказов и научиться готовить конкурсную документацию, техническое задание на поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, новую процедуру обжалования в ФАС России действий (бездействий) заказчика. А вместе с ней на себе испытать новые аспекты оснований возникновения административной ответственности и применения административного штрафа как основного вида административного наказания к лицам, виновным в нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Системный анализ результатов рассмотрения жалоб в ФАС России позволяет выделить следующие основные нарушения, допускаемые заказчиками:
1. Необоснованный отказ в допуске участника размещения заказа либо необоснованный допуск участника.
В рамках данного вида нарушений наиболее часто встречаются случаи, когда отказ в допуске мотивируется отсутствием каких-то указанных в документации размещения заказа сведений, требование о представлении которых не основано на законе, либо сведений, требование о представлении которых не установлено документацией о размещении заказов (смет, спецификаций и т.п.). Случается, что заказчики произвольно устанавливают и сроки действительности некоторых документов, например выписки из ЕГРЮЛ.
2. Установление в документации об аукционе к участникам либо их заявкам требований, противоречащих закону, например, о предоставлении сведений о наличии у последних необходимых производственных мощностей, оборудования и трудовых ресурсов, требования к деловой репутации.
3.Несоответствие предмета конкурса (аукциона) требованиям закона и технического задания, поверхностная проработка технического задания, что влечет неоднозначное толкование его требований как со стороны участников, так и комиссией (государственным заказчиком) при рассмотрении или оценке заявок.
4. Несоблюдение при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или рассмотрения и оценки котировочных заявок, которые наиболее часто проявляется в применении критериев, не указанных в документации либо отличающихся от указанных в ней, что приводит к нарушению отбора победителя конкурса и также служит основанием для отмены торгов.
5. Нарушения в сфере информационного обеспечения размещения заказов, выражающиеся в несоблюдении сроков опубликования и размещения информации (извещений, документаций, протоколов) в официальном печатном издании и на официальном сайте и/или полное отсутствие размещения информации в указанных источниках.
6. Нарушения при проведении отдельных процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, в том числе нарушение сроков проведения процедур, проявляются в сокращении или превышении сроков вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления, отклонении от процедурных правил: отсутствие записи процедуры, уведомлений участников размещения заказов о принятых решениях, кворума комиссии по размещению заказов и т.п.
7. Нарушения при оформлении предусмотренных законодательством процедурных документов (протоколов, извещений): отсутствие подписей лиц, указанных в законе, невключение в процедурный документ предусмотренных законом сведений и т.п.
Зачастую нарушения, допускаемые государственными и муниципальными заказчиками, несут не намеренный характер злоупотребления своими полномочиями — скорее это происходит из-за незнания заказчиками правильности применения и толкования статей федерального закона. Однако указанное обстоятельство не является основанием для освобождения от ответственности, а значит, организатору торгов необходимо более тщательно подходить к вопросу о соблюдении правильности проведения процедуры размещения заказа.
Фактической гарантией успешного проведения торгов в намеченный срок может стать лишь помощь высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт в проведении тендеров. И такие специалисты у нас есть.
В следующем материале мы заострим внимание на типичных ошибках при подписании контракта по итогам проведения тендера, а также на возможных недобросовестных действиях победителя торгов.
Николай Васильев, заместитель генерального директора ООО «Правовой центр «Союз»
(продолжение темы в «Амурской правде» от 5.11.2009 г.)
ООО «Правовой центр «Союз». Услуги тендер-сопровождения: подготовка документации, организация торгов. Благовещенск, ул. Ленина 159, оф. 406. Телефон: (4162) 51-38-89, факс 51-52-25. E-mail: souzpravo@bk.ru.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии