Сегодня в его рыбном царстве больше 130 тысяч «хвостов» — карпов, змееголовов и карасей, часть из которых перезимует и отправится на благовещенские прилавки. В гостях у рыборазводчика-энтузиаста побывали корреспонденты «АП».
Угодья Гуськовых находятся в километре от Петропавловки Ивановского района. От непрошеных гостей территорию, где рядом с природным озером появились рукотворные пруды, защищает ржавый шлагбаум с навесным замком — колхозное наследство еще с советских времен.
К слову, журналисты вниманием местного производителя не обижают, время от времени наезжая с «инспекцией». В 2004 году история о «природном ихтиологе» вышла и на страницах «АП». Надо сказать, что с тех пор в жизни Виталия Гуськова немногое изменилось: рыбное хозяйство по-прежнему живет и развивается благодаря только упорному труду и любви к своему делу этого человека.
— В 70-е годы в колхозе, где я работал бригадиром, занимались рыбным хозяйством. Мы с дедом готовили водоемы и зимовальные ямы. Вот тогда я и начал вникать в это дело, — рассказывает фермер. — Но с перестройкой колхоз развалился, и я подался в город. В Благовещенске работал с Иваном Ряжских в Амурском рыбокомбинате — монтировал садковую линию по выращиванию карпа. Отправили меня на Прядчинскую протоку в Благовещенский район, линию восстанавливать. Посмотрел я на все это хозяйство и решил сам рыбоводством заняться. Подумал, справлюсь — и пошло дело.
На положенном земельном пае в 20 гектаров Гуськов сделал пруд и одну зимовальную яму. Трудно было: процветающие в советские времена колхозные угодья пришли в страшное запустение.
— Люто, дико было, степь безлюдная и пустая. Жил в вагончике без света, тарахтел топливный генератор. Практиковался, нарабатывал тему: сколько можно посадочного материала пустить на нагул в водоемы, какой температурный режим воды надо держать. А тут генератор «полетел», воду вовремя не поменял — и рыба погибла. Пришлось все заново начинать — хорошо малек оставался. В Приамурье производителей негде закупить, а чтобы выйти на своих производителей, надо пять лет.
Но первые неудачи и промахи — в прошлом, сегодня Виталий Гуськов заведует единственным в области системно развивающимся рыбным хозяйством: от икры до товарной рыбы.
— Сам нерестишь производителей, выращиваешь малька, через зимовку пропускаешь и выходишь на товарную. Сейчас вот в зимовальные ямы заложили посадочный материал: 70 тысяч штук карпа, змееголова 15 тысяч и тысяч 50 — гибрид (карась, скрещенный с карпом). Весной рыба нерестится, весной и летом ежедневно идет подкормка, а осенью мы пруды разрыбляем: отдельно отсаживаем производителей, а малька — в вырастные пруды.
И на всем этом хозяйстве всего двое — Виталий и его жена. Как признается Оксана, осенью, когда идет разрыбление, сковородки и кастрюли забываются, работа кипит круглые сутки.
— Работаем вдвоем, ребенка в школу отправим — и на пруды, — рассказывает Оксана. — В водоемах стоят ловушки, рыба в них заходит и по трубе идет к нам в руки. Малька необходимо рассортировать, в зимовальные ямы отдельно закладываем карпа, отдельно — карася и змееголова. Но прежде чем отпустить рыбу на зимовку, каждую обрабатываем в солевом растворе, потом в чистой воде: в зимовал она должна пойти идеально чистой. В этом году начали 10 сентября, закончили 19 октября. Через наши руки прошло 70 тысяч «хвостов».
Оттого, насколько качественно будет выполнена осенняя работа, зависит урожай будущего года. Например, в этом году на благовещенские прилавки — в супермаркеты, рынки, кафе областного центра — Виталий поставил более трех тонн карпа и гибрида. Но не столько об объемах товара болит голова у рыборазводчика, сколько о его качестве.
— Водоемы обрабатываю с помощью бульдозера, собираюсь закупать малька толстолобика и амура в Хабаровском крае, — объясняет Виталий. — Эта рыба питается водной растительностью, так сказать, природный санитар. Рыбу каждого урожая сдаю в лабораторию, получаю на товар сертификаты качества. Качество для нас — тема номер один, потому что от этого зависит развитие самого хозяйства. Если этим не заниматься, можно здесь такой хаос развести и все загубить. На рыбу, которую привозим на рынок, любо глянуть: продаем по 250 рублей за килограмм, а китайцы торгуют по 150. Так у нас очередь, потому что люди уже знают и доверяют качеству, говорят: «Мы лучше возьмем по 250, но у тебя».
К Гуськову за советом и товаром — производителем и мальком — едут начинающие рыборазводчики со всей области.
— Никому не отказываю, помогаю: производителя давал в Константиновский район, мужику из Тамбовки малька давал, с Октябрьского района приезжали, гибрид покупали. Почему все только о морской рыбе говорят, ведь мы могли бы обеспечивать амурчан не завозной, а своей, речной рыбой. В Приамурье 118 дамб, и ни одна не функционирует, никто не занимается. Сейчас, слышал, программу областную разрабатывают в подспорье рыбной отрасли. Если будет помощь, можно идти полным ходом и развивать рыбное хозяйство.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии