Сельская учительница пишет лики святых, соблюдая все православные каноны. При этом каждая работа носит оттенок индивидуальности.
Советское счастливое детство и атеистическое образование не помешали Валентине Пономаренко найти общий язык с православием. Это сейчас она признается: написать икону хотелось всегда, а в разгар эпохи развитого социализма подобные идеи откровенно пресекались.
— В 70-е годы прошлого века про это даже думать было опасно, — вспоминает учитель ИЗО, черчения и истории школы села Никольского. — Однако находились смелые люди, пытавшиеся донести обществу правду о вере. До сих пор с теплотой вспоминаю свое обучение в пед-училище № 2 Благовещенска и педагога Ольгу Николаевну Бархатову. Пока все насаждали научный коммунизм и атеизм, она откровенно заставляла меня штудировать историю религии.
На зачете прямо спросила: «Как ты относишься к изученному?» Я уже тогда подозревала, что она неравнодушна к вере, потому откровенно ответила: «Нравственность в ней заложена, мораль, укрепление общества!»
Тот диалог стал основой будущего увлечения, но воплотить мечту в реальность удалось не скоро. Лишь с началом перестройки и появлением в Конституции статьи о свободе совести и вероисповедания Валентина Петровна решилась взяться за лики святых.
— Свою первую икону я посвятила отцу. Его звали так же, как святого апостола Петра. Написала этот образ с мыслями об отце, даже несмотря на то, что папа коммунистом был. И дед, кстати, тоже в КПСС состоял, но до революции успел церковным богомазом потрудиться — в Херсоне храмы расписывал. Так что иконопись у меня в крови, — продолжает Валентина Петровна.
Сегодня в квартире Пономаренко нашли свои места и Богоматерь с младенцем на руках, и Спас нерукотворный, и множество других образов. Учительница пишет их в свободное от уроков время. Трудится от души. И для души. Говорит, что пока не созрела работать на заказ. Дело не в профессионализме — с этим у опытного, авторитетного педагога все в порядке. Дело в духовности.
— Это портрет человека я могу за двое суток изготовить, а к иконе особый подход требуется. Ее нельзя потребительским способом выполнять. Только осознанно, зная, для кого и для чего. Мне, например, Высоцкий тоже очень близок, и когда предложили его портрет продать за пять тысяч рублей, я отказалась. Я бы его и за десять тысяч не отдала. Не в деньгах дело. Икону, может, и подарила бы кому, но только зная, что на благое дело.
Главная мечта Валентины Пономаренко касается восстановления церкви в родном Никольском. Эта идея неоднократно обсуждалась на самых разных уровнях местной власти, но пока не нашла реального воплощения. Хотя там опыт сельской учительницы явно бы пригодился. Пока же она усердно черпает знания из литературы. Каждый образ, выходящий из-под ее руки, — это следование традиционным канонам православной иконописи. В то же время она не считает зазорным использовать и свой собственный почерк.
— Образ есть образ, его нельзя кардинально менять, — подчеркивает педагог. — К примеру, Богородица всегда печальна. Она не может быть веселой, ведь расстается с Младенцем, отдает самое дорогое. В то же время у меня свое видение цветов, я не боюсь экспериментировать с оттенками.
Пока свои работы Валентина Пономаренко дарит только самым близким людям — детям и внукам. Часть из них освящены православным батюшкой. Сегодня в написании икон используются гуашь, пастель, акварель. Будущее за маслом, строит планы собеседница. Односельчане к увлечению учителя относятся с уважением, даже дети на ее уроках ведут себя смиреннее и мудрее. Они взрослеют на примерах истории православия, зафиксированных обычной гуашью. Родители рады — такой человек плохому не научит.
Добавить комментарий
Комментарии