Отвечая на вопросы, полпред, как всегда, был эмоционален: досталось и власти, и бизнесу. О том, что Виктор Ишаев думает об эффективности губернаторов, уровне жизни дальневосточников и что главного в его жизни произошло в 2009 году, из первых уст узнала главный редактор «АП» Елена Павлова.
О пожарной безопасности
— В начале декабря я встречался с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Конечно, круг обсуждаемых вопросов был широк, но главным образом его интересовало, какие меры предпринимаются в регионах после событий в Перми. Естественно, я сказал, что после того, как все произошло, по российскому принципу все начали на местах быстро бегать, изучать, смотреть, что закрывать — что не закрывать. Сумятицы много, но тем не менее ситуация с пожарной безопасностью остается под контролем.
О развитии регионов
В этом году нам повезло — по экономическим показателям наш округ выглядит лучше, чем другие федеральные округа. Цифры солидные, и они лучше, чем в целом по России. За 10 месяцев текущего года в округе рост промышленного производства составил 102,4%, ввод в строй нового жилья превысил 100%, увеличился грузооборот, положительная динамика развития в сельском хозяйстве. Таких результатов удалось достичь благодаря государственной поддержке и реализации крупных инвестиционных проектов, таких, как строительство объектов нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в Амурской области и Якутии, открытие первого в России завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине, возведение объектов в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года. Каждый регион нащупал свои пути развития — это очень хорошо.
О соглашении с Китаем
— Я внимательно прочитал межправительственное соглашение с КНР, и ничего страшного и сверхъестественного в нем не увидел. Можно писать и говорить все, что угодно, проводить политику и говорить о том, что мы — не сырьевой придаток. Но все в наших руках. Я много лет проводил очень жесткую политику против вывоза необработанной древесины — многим это не нравилось. Я всегда говорил, что надо не просто продавать, а перерабатывать. Лес принадлежит людям, поэтому надо организовывать переработку, создавать рабочие места. Если не умеете и не можете — зачем вы идете в экономику?! Берите метлу и идите подметать улицы. Пусть на ваше место придут более умные люди и распоряжаются этими ресурсами по-государственному, как положено. Сегодня рынок показывает, что есть прирост потребления переработанной древесины, покупателей на внешнем рынке больше. Вот вам ситуация.
Но то, что сегодня Китай раньше выходит из кризиса, для нас благо. Это та территория, которая потребляет нашу продукцию. Представьте себе, если бы он упал на колени и ничего бы не покупал: не было бы ни товарооборота, ни роста промышленности, ничего остального даже в той структуре, которая у нас есть. Поэтому структурой экономики мы должны заниматься сами — в своем послании президент четко сказал, что «структура экономики, которая сориентирована на сырьевую направленность, унизительна». Я думаю, что этот вопрос мы будем решать. Нам нужна инновационная экономика и модернизация, и я готов работать в этом направлении и с губернаторами, и с депутатами.
Если мы хотим, чтобы нас уважали, надо научиться самим себя уважать и не позволять, чтобы нас воспринимали как сырьевой придаток. А пока мы себя не уважаем, вывозя все за границу.
Об эффективности губернаторов
— Губернаторов у нас оценивают все, кому нужно или ненужно, все кому не лень, и каждый по своему критерию. Я считаю, что главную оценку работе губернаторов должны давать люди, которые живут в этом регионе. Исходя из этого, уже дает оценку президент. Что касается меня, то я губернаторов считаю своими коллегами, и моя задача создать нормальный трудоспособный коллектив, который бы работал над решением проблем. Полпред должен работать вместе со всеми на этой территории. И я считаю, что если здесь мы работаем и от нашей работы ничего в лучшую сторону не меняется, то мы зря ходим на работу. А если люди дают нормальную оценку руководителю, значит, все будет хорошо. Я готов работать со всеми губернаторами.
Об уровне жизни
— Мы должны говорить о нормальной заработной плате — необходимо сделать население Дальнего Востока платежеспособным. Ведь почему дается льгота: в случае, когда человек не в состоянии заплатить. У нас здесь жизнь значительно дороже: дороже электроэнергия, высокие транспортные издержки, длительная зима — конечно, это должно учитываться в районном коэффициенте. Мы должны этот вопрос решать, и ничего нового мы не изобретаем. И если где-то сегодня на бюджетных предприятиях это в какой-то мере соблюдается, то в экономике руководитель может начислять коэффициент — может нет. Самая главная задача — обеспечить нормальную зарплату, а сегодня на Дальнем востоке она в среднем составляет чуть более 20 тысяч рублей. Поверьте, эта цифра не соответствует тем условиям, в которых мы живем и работаем. Решить эту проблему можно, создавая новые высокотехнологичные производства.
О льготных перелетах
— Закончился эксперимент по организации льготных перелетов. У дальневосточников были льготные тарифы для определенных категорий на определенные маршруты. Все посмотрели. Вы знаете — это хорошо. Но это было так: здесь — Дальний Восток, там — запад. А есть же еще, например, люди из Магадана, которые хотят отдохнуть в Приморье. Они под эту программу не попадают. Я считаю, что надо обязательно дотировать межрегиональные перевозки. Почему мы решили, что все должны ехать в Москву и Санкт-Петербург? Может, кто-то хочет отдохнуть в Сочи или навестить родственников в Краснодаре? Эта география должна расширяться как внутри регионов, так и по России. Также надо посмотреть сезон: сейчас его ограничили, а может быть, стоит льготы ввести и на зимний сезон, когда авиатранспорт менее загружен? Тоже есть вопросы. Мы с губернаторами сформулировали эти предложения и передали в Минрегионразвития. Сейчас смотрим, как они будут решаться.
О дороге «Чита – Хабаровск»
— Эта большая стройка по плану должна была завершиться в 2009 году, но были сложности, поэтому дорога будет сдана в следующем году — на это потребуется порядка 14 миллиардов рублей. Сейчас работы идут по графику. Нас заботит проблема тех участков, которые были сданы несколько лет назад и уже пришли в неудовлетворительное состояние. Ведь люди должны ехать по хорошей дороге на всем ее протяжении, мы же не будем всем объяснять: «Этот участок мы сдали сейчас, а этот — 20 лет назад». Я встречался с руководителем Минтранса, они эти вещи знают и понимают. К тому же в этой ситуации есть полное сочетание факторов: завершается строительство основной трассы, высвобождаются рабочие руки, поэтому строители будут заниматься приведением в нормативное состояние всех участков федеральной дороги. За один год это не сделаешь — на это потребуется года два-три. И будет это делаться за счет федеральных средств. У регионов никаких беспокойств быть не должно.
О личном
— Самое яркое событие уходящего года — закончилась моя губернаторская жизнь. Конечно, я об этом вспоминаю с сожалением — много сил отдано, было много планов на будущее. Я не верю в то, что, когда человек долго работает, у него нет новых идей. Но президент поручил другую работу, поэтому надо ее выполнять.
Ишаев Виктор Иванович
Родился 16 апреля 1948 года в селе Сергеевка Кемеровской области. Трудовую деятельность начал в 1964 году на Хабаровском судостроительном заводе, где прошел путь от судосборщика до заместителя директора завода. С 1988 по 1990 годы — директор Хабаровского завода алюминиевых конструкций им. Е. М. Сидоренко. С 1990 по 1991 годы — первый заместитель председателя Хабаровского краевого исполнительного комитета. С октября 1991 по апрель 2009 года — губернатор, председатель правительства Хабаровского края. 30 апреля 2009 года назначен полномочным представителем Президента Российской Федерации в ДФО.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии