Любыми путями. Так четырехмесячная девочка стала разменной монетой. Подробности истории в материале нашего корреспондента.
Прощание в роддоме
В середине августа в Тындинском роддоме жительница поселка Большой Невер Сковородинского района Виктория Петренко родила девочку. Здесь же она написала заявление об отказе от ребенка. Мотивы такого поступка тогда женщина объяснила тем, что родственники не поймут ее, так как малышка родилась вне брака. Девочка появилась на свет восьмимесячной и нуждалась в дополнительном уходе. Малышку поместили в детское отделение Тындинской центральной районной больницы, здесь же врачи дали имя крохе — Дарья. Биологическая мама Виктория отправилась домой в Большой Невер, где сообщила родственникам, что ребенок умер в роддоме. В это же время информация об оставленной девочке поступила в отдел опеки управления образования Тындинского района. Здесь своей очереди на удочерение ждала 34-летняя Ирина Васильцева, которая уже давно мечтала о ребенке, но не могла родить из-за медицинских противопоказаний.
— В анкете, которую подала в отдел опеки, я указала, что хотела бы взять на воспитание ребенка от года до четырех лет. Но в августе мне позвонили специалисты органов опеки и предложили посмотреть на новорожденную девочку. Я приехала в больницу, увидела Дарью и сразу же поняла, что это мой ребенок, — вспоминает Ирина Васильцева. — Пока врачи проводили лечение, так как девочка родилась недоношенной и цвет кожи у нее был мраморный, я каждый день приезжала в больницу, привозила подгузники, питание. Когда девочке было 25 дней, мы забрали ее домой.
Сердечный приступ
Ирина Васильцева основательно подготовилась к появлению юного члена семьи: купила кроватку, одежду, коляску для Дарьи. Специалисты из органов опеки оформили все документы на девочку и ее новую маму. Ирина уже начала привыкать к роли, о которой мечтала все последние годы. Но все разрушило неожиданное известие: биологическая мать Виктория Петренко спустя три месяца решила вернуть ребенка себе.
— Не знаю, что заставило меня написать заявление об отказе от ребенка в роддоме — все это время я только и думала о своей девочке. Потом поняла, что не смогу так больше жить, и приняла решение забрать малышку обратно, — объясняет теперь Виктория Петренко.
Виктории 27 лет, у нее уже есть 8-летний сын, воспитанием которого все это время занимаются бабушка и дедушка. Она работала поваром вахтовым методом и, как любая женщина, мечтала о семейном счастье, но найти настоящего мужчину не получалось. Случайные связи привели к нежелаемой беременности. Первое время Виктория скрывала от родителей свое положение, потом все рассказала, но этому известию здесь не обрадовались: очередной ребенок снова ляжет бременем на плечи стариков. Тогда Виктория поехала в Тынду, родила, вернулась домой и сказала, что девочка умерла при родах. Через несколько месяцев о своем поступке женщина рассказала своим родителям.
У матери Виктории после этой истории случился сердечный приступ, а разъяренный отец потребовал любыми путями вернуть малышку в родную семью. Петренко обратились в прокуратуру, районный отдел опеки с просьбой помочь забрать девочку у Ирины Васильцевой.
— Отдавать ребенка обратно, конечно, я не хотела. Потому что за это время мы уже привыкли с Дарьей друг к другу. Девочка начала поправляться, за 3,5 месяца малышка, родившаяся недоношенной, набрала вес до 8 килограммов. Я взяла декретный отпуск, все свое время посвятила ребенку, а тут мне говорят, что вы больше не имеете никаких прав на Дашу. У меня был шок, я стала обращаться в прокуратуру, отдел опеки, но результатов это не дало. Получается, что сегодня у биологических родителей есть все права, а у приемных — их вообще нет. Захотели забрать ребенка — пожалуйста. Нужно же смотреть на условия жизни родной матери, сможет ли она воспитать детей, — едва сдерживает слезы Ирина Васильцева. — Когда началась эта история, ко мне домой стали приезжать многочисленные комиссии, была специалист из Благовещенска. Все признали, что девочка живет в хороших условиях, тогда как у Виктории Петренко нет даже самого необходимого. О чем говорить, если адвокат Виктории в одной из бесед со мной сказала, что лучше было бы, если б ребенок остался с вами.
Опека без закона
В прошлую пятницу Виктория Петренко приехала в Тынду к Ирине Васильцевой и забрала Дарью. По закону она имеет на это право. Расставание с ребенком было тяжелым.
— Обидно, что Виктория даже не смотрела на Дарью, было видно, что никаких чувств к малышке у нее нет. Биологическая мама не сказала мне и спасибо за то, что я почти четыре месяца растила ее ребенка, — продолжает Ирина.
Ирина Васильцева говорит, что главная причина, которая побудила Викторию вернуть девочку, — материнский капитал. Родственники Петренко подсказали, что Дарья — это второй ребенок Виктории, поэтому ей полагается от государства более 300 тысяч рублей. Получить треть миллиона на селе — хорошее подспорье, тем более сейчас, когда можно реализовать материнский капитал досрочно.
— О каких деньгах вы говорите, мне сразу же сказали, что вы не получите пособие, которое полагается при родах. А про материнский капитал я вообще не думала, — оправдывается Виктория Петренко.
Сейчас трудно сказать, что заставило биологическую мать забрать ребенка — чувства или коммерческий интерес. По словам сельчан, которые знают Викторию, девочка будет с мамой недолго, праздный образ жизни снова заставит женщину выйти на поиск лучшей доли. Хотя накануне Виктория нашла отца Дарьи, он признал свое отцовство, и соответствующие документы уже оформили в загсе. Возможно, в родной семье юная Дарья будет счастливым ребенком. Но кто в этой ситуации ответит за сломанную судьбу приемной матери Ирины Васильцевой? Женщина теперь с осторожностью относится к институту опеки.
— Как это ни печально, но хорошо, что я побыла мамой всего 3,5 месяца, а если бы родная мать захотела вернуть ребенка в возрасте 5 лет?! — задает вопрос Ирина и не находит на него ответ.
Дети как обуза
— Мы обязаны принять роды, обследовать новорожденного, оказать помощь матери. По истечении определенного срока, как правило 5—7 дней, женщина с ребенком выписывается из роддома. Так происходит, если это была желанная беременность, маму дома ждет семья. Но нередко рожают те, для кого очередной сын или дочь становятся обузой и ребенок им попросту не нужен. Именно они оставляют малышей прямо в роддоме, — рассказывает акушер Тындинского роддома. — Врачи в таких случаях разговаривают с мамой, убеждают не делать этого, но они не могут насильно заставить женщину взять новорожденного с собой.
Вопрос без ответа
Как подчеркивают в органах опеки, любому ребенку, безусловно, лучше жить в семье. Поэтому здесь делают все, чтобы брошенные дети были с мамой и папой. Но если на горизонте появляются родные родители, то они, согласно российскому законодательству, могут заявить о своем праве на ребенка.
С появлением материнского капитала все больше женщин рожают второго, третьего ребенка. Некоторые из них считают, что деньги выдают сразу же после родов. Известие о том, что средства полагаются только на улучшение жилищных условий, образование ребенка или пенсию для матери, огорчает нерадивых мамаш, и тогда они с легкостью расстаются с детьми. Так в приютах начали появляться новые отказники. Их с радостью готовы взять семьи, не имеющие возможности родить детей. Но что делать, если через несколько лет родственники малышей вспомнят про материнский капитал?
Имена и фамилии героев в интересах семей изменены.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии