Чужие здесь не ходят
Тайга закончилась внезапно. Вернее, разделилась проволокой пограничной системы. Позади почти пятисоткилометровый автопробег от областного центра, а над головой бархатная сажа студеного магдагачинского неба. Здесь даже звезды как живые, невольно поглощают все внимание и сильно отвлекают от серьезной процедуры пограничной проверки. Впереди дорога в Черняево. Село, как специально, спрятано от мирских соблазнов сотнями километров тайги и тщательно охраняется федеральной пограничной службой.
Точнее, служба охраняет государственную границу, но так сложилось географически, что Черняево оказалось «за системой». Блокпост на въезде в населенный пункт отсеивает непрошеных гостей. Любой, кто захочет попасть в село обходными путями, будет считаться нарушителем. Чужие здесь не ходят.
— Вас уже ждут! — приветствует пограничник, указывая фонариком направление в глубь леса. — Здесь километров пять, не больше. Единственная просьба: пограничный режим не нарушать, пограничников и военные объекты не фотографировать.
На фоне ночного, дикого леса он сам и его вооруженный автоматом напарник очень напоминают партизан. Служба у парней нелегкая — мороз крепчает, и даже в поздний час не отсидеться в небольшой избушке, похожей на штаб все того же партизанского движения. В обоих направлениях к блокпосту подъезжают автомобили. Несмотря на особый статус, Черняево живет обычной полноценной жизнью.
Черняево не просто пограничное село, Черняево — это образ жизни, менталитет, особая порода людей. Они не просто живут на границе. Правильнее — они границей живут, свято оберегая все, что связано с казачеством, первопроходцами и огромным пластом российской истории и культуры. Они смогли сберечь то, что навсегда утеряно многими соотечественниками.
Чреватая демократия
В Черняеве можно встретить традиционную мрачную отметину любой амурской деревни — кирпичное здание, зияющее пустотой оконных глазниц. Что удивительно, здесь заброшенные строения не разобраны на кирпичи, будто ждут своего часа в виде экономического и демографического возрождения.
— Как только перестройка началась, всем свободы захотелось, открытости, — вспоминает местный глава Сергей Кайгородов. — До этого Черняево десятки лет за пограничной системой существовало. так, в начале девяностых кто-то клич кинул, дескать, хватит нас взаперти держать. В итоге добились свободного въезда в село. Хорошо, что быстро поняли, чем чревата такая демократия — всякий сброд сюда хлынул. Начали растаскивать все, что плохо лежало, криминал голову поднял. Спасибо пограничникам — по первой просьбе нас опять «закрыли». Думаю, это нас и спасло от участи других амурских деревень, где камня на камне не осталось.
По амурским меркам, Черняево довольно крупный населенный пункт. 1200 человек — очень приличный показатель, хотя, по словам стариков, двадцать лет назад народу здесь жило в два раза больше. Недавно с легкой руки губернатора здесь появились современные дискотека, кинотеатр с попкорном и даже шоколадный фонтан. Интерес к местной жизни у молодежи заметно повысился — теперь они не чувствуют себя совсем уж оторванными от мира.
Но и это не главное — год назад Черняево и Албазино вошли в пилотную губернаторскую программу возрождения пограничных сел. Потомственные казаки восприняли инициативу с энтузиазмом. Помимо развлечений, им предстоит стать свидетелями подъема местной экономики и возрождения традиций.
Не белые вороны
Бросается в глаза недюжинное моральное здоровье черняевцев. За сутки знакомства с селом не встретил на улице ни одного пьяного забулдыги. Зато мальчишкам и девчонкам явно не занимать стремления к здоровому образу жизни. По разговорам каждый подросток знаком с премудростями Интернета, компьютерной грамотой и современным кинематографом. При этом ребятня не считает зазорным коротать часы отдыха сугубо народными забавами. Типичная картина: малышня и ребята постарше, извалявшись в снегу, проводят тест-драйв самодельного деревянного снегоката. Оседлав сие творение гурьбой, гоняют до темноты.
— Мои деды в станице жили, и прадеды, и каждый понимал, насколько важно здесь присутствие русских людей, — делится казачий сотник Юрий Козяков. — Но когда в конце 80-х пытались казачество возродить, в нас пальцами тыкали, «белыми воронами» называли. Никого не интересовало его собственное прошлое и что собственно он тут делает. Думаю, это тупиковый путь, и, слава богу, мы с него свернули.
Наш собеседник — сам потомственный казак, носит лихие усы, рассказывая об истории, мнет в руках собственноручно сшитую папаху. Верх головного убора увенчан желтым крестом на синеватом поле — особый отличительный знак амурских казаков.
— Нас пока 23 человека, заявления продолжают поступать, среди желающих очень много молодежи, — продолжает сотник.
Сегодня Черняево живет ожиданием первого в своей новейшей истории Казачьего Круга. Он пройдет сразу после утверждения устава села, в декабре. Казачий Круг определит критерии приема в казачество, выберет местного атамана и главное — будет поднят вопрос о переименовании малой родины в станицу Черняевскую.
Впрочем, многие не стали ждать официальных решений. К примеру, воспитанники и персонал детского сада организовали фольклорный ансамбль, который так и называется — «Казачок». Кто бы мог подумать, что взрощенная «сникерсами» и «минипутами» современная малышня начнет с упоением петь народные песни и разучивать традиционные танцевальные «па».
— Пошили костюмы, часть песен сами сочинили, — оглядываясь на воспитанников, рассказывает заведующая Эльвира Воронова. — Нет, на творчество Розенбаума пока не замахивались, но, думаю, все впереди.
Гораздо более серьезные задачи у казачьего коллектива под руководством Константина Тулупова. Его подчиненным бывает не до песен, да и шашкой размахивать не с руки. Их задача с огнем бороться и людей из беды выручать.
— До лета нынешнего года местная пожарная команда носила статус добровольной пожарной дружины. В июле вышестоящим руководством было принято решение организовать полноценный пожарный пост, при этом он официально считается казачьим, — делится предводитель черняевских пожарных Константин Тулупов. — За время существования поста потушили четыре возгорания и один пожар.
По словам главного черняевского пожарного, почетный статус подразделения стал хорошей мотивацией для молодежи. В отделе кадров сразу выстроилась очередь из желающих носить пожарную каску. Дважды повторять поручения не приходится, а тем более подозревать кого-то в прогулах или злоупотреблении спиртным.
Помимо хорошей трудовой дисциплины, казаки обладают рядом других полезных качеств. К примеру, уверенно держатся в седле. Вкупе с ревностным отношением к справедливости это может стать хорошим подспорьем в охране государственной границы и правопорядка. Свою заинтересованность в помощи казачества уже выразили местные пограничники и милиция.
Колокол на дне
Первая волна послеперестроечного возрождения казачества на Амуре захлебнулась в нелепой, во многом трагичной смерти его главного идеолога, видного общественного деятеля Георгия Николаевича Шохирева. Один из его предков в 1958 году в числе первых ступил на амурскую землю, а родной отец передал Черняеву освященную копию иконы Казанской Божьей Матери. Святыня была доставлена из центральной России в 1900 году.
Местные края не избежали политики насильственной атеизации населения. Черняевская церковь была разрушена большевиками в 30-х годах прошлого века. Говорят, ее колокол до сих пор покоится где-то неподалеку в водах Амура. У стариков есть ощущение, что именно этот атрибут православия и та самая икона, которую черняевцы сумели сохранить вопреки всем угрозам, защищают Черняево по сей день.
Образ Казанской божьей матери, прибывший в 1900 году, сегодня занимает почетное место в колыбели амурского казачества. Это черняевский музей истории, до революции служивший казачьим правлением. Трудно поверить, что стены этого деревянного дома помнят приказы многих известных амурских атаманов. Отсюда казаки отправлялись на первую мировую войну, здесь метались в горячке выбора между белыми и красными, здесь мужественно принимали приговор о своей ликвидации как класса.
— Очень трудно пополнять фонды, — делится наболевшим заведующая черняевским музеем казачества Лидия Ворон. — Не потому, что мало экспонатов, наоборот, их очень много. Люди продолжают нести медали, предметы быта, и сердце разрывается, когда приходится отказывать в приеме. По закону, мы обязаны каждой исторической вещи обеспечить режим сохранности. К сожалению, ограниченность музейных площадей не позволяет этого сделать.
Пахари — воины
Как ни крути, а голыми традициями сыт не будешь. Казачество это еще и исконный образ жизни. В лихую годину казаки — воины, а в мирное время — пахари и животноводы. Советское Черняево тоже славилось трудовыми успехами, правда, со временем местный колхоз-миллионер обанкротился. Нынешней осенью здесь вновь появилась животноводческая ферма. Задел оказался возможен благодаря усилиям черняевского филиала ГУП «Агро» и заинтересованности областных властей. Удалось привлечь деньги, теперь растить рогатых на мясо будут по канадской технологии.
В качестве коровника служит быстровозводимый ангар с куполом из специальной ткани.
— Герефорды в таких условиях чувствуют себя вполне комфортно, — отмечает бригадир черняевского селообразующего предприятия Елена Чащина. — Пока у нас 64 коровы, в будущем году их численность будет доведена до 500 голов.
— В развитие мясного животноводства уже вложено 18 миллионов рублей, — подчеркивает руководитель филиала ГУП «Агро» Виталий Долгарев. — С повышением численности стада планируется установка еще трех канадских коровников. С рынком сбыта, думаю, проблем не будет. Во всяком случае, мы планируем еще установку модульного цеха по производству консервов. Тушенку легче хранить, доставлять и реализовывать.
Помимо мясного животноводства, на черняевских просторах будет развиваться табунное коневодство и полеводство. Ведется активное укомплектование сельскохозяйственной техникой. Также есть идея привлечь черняевцев к лесозаготовкам.
Центром культурного возрождения станет настоящее казачье подворье. Оно же послужит организации туристического маршрута. По словам Сергея Кайгородова, это будет комплекс деревянных зданий, выполненных в традиционном стиле. Среди них казачье правление, исторические экспозиции, дом казака, конюшни, стайки, гостиница, баня по-черному, баня по-белому, небольшой ипподром. Все это будет действующим музеем, в котором можно и реально отдохнуть, и с премудростями казачьего быта познакомиться. Современные атрибуты комфортного отдыха будут соседствовать с «омоложенными» свидетельствами седой старины. Попутно набирают активность разговоры о восстановлении черняевского храма. Пока же казаки чествуют святых в небольшом приходе.
Эти люди живут в своем маленьком мире, окутанном пограничной системой, без обиды на прошлое. В разные времена казаков обрекали на опалу, называли бандитами и бунтовщиками, толкали в круговерть красно-белой неразберихи или просто забывали об их существовании. Однако в тяжелые годы страна всегда опиралась на их преданность государственным интересам. Полтора века назад они по первому зову отправились осваивать кишащий опасностями Дальний Восток. Вопреки смертям и мучениям казаки закрепились здесь и не сделали ни шагу назад. Они устояли даже в советском забвении и, как никто другой, понимают — пока здесь живут наши, чужие не пройдут.
Исторический факт
В 1891 году станицу Черняевскую посетил на тот момент будущий и последний император российский Николай Второй. Пароход с царственной особой причалил к берегу поздно вечером. Мужчины в форме выстроились на берегу, рядом женщины в сарафанах и притихшие дети. Праздничной атмосфере добавляли торжественности выложенные вдоль берега многочисленные костры.
Демонстрируя удаль, один из местных подростков так разошелся в ходе выполнения приемов верховой езды, что кувыркнулся с коня и повредил ногу. Раненого казака осматривал личный врач Николая. В дальнейший путь царская экспедиция отправилась только, когда здоровье пострадавшего перестало вызывать опасения.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии