В следующем году курсы «военных» священников планируют открыть в ДВВКУ. Как видят воплощение этой идеи сами военные и представители разных религиозных конфессий, выяснял корреспондент «АП».
Замполит в рясе
Отец Виталий уже несколько лет как настоятель храма Александра Невского в селе Игнатьеве Благовещенского района. В прошлой жизни он — старший лейтенант, выпускник ДВВКУ. Правда, как говорит сам отец Виталий, бывших военных не бывает: «все равно видно, что человек военный — строгий, аккуратный, подтянутый». Он и сам, извинившись, что одет не по форме, а по гражданке, пришел в редакцию в камуфляже, но и в обязательной скуфье на голове. Батюшка считает, что без священников в армии никак. Подобный опыт был в царской России, а сейчас успешно применяется в Европе и США.
— На Северном Кавказе до Нового года все полки укомплектуют капелланами. Этот регион выбрали не случайно: тяжелее всего воинам там, где война, где стреляют, убивают, — говорит отец Виталий. — Когда видишь кровь, убиваешь — это все остается в памяти, потом снится. После исповеди становится легче.
На вопрос, не станут ли православные священники легкой мишенью в регионах, где полно экстремистски настроенных ваххабитов, отец Виталий отвечает отрицательно. Между воюющими сторонами есть негласный договор — не рушить храмы, мечети и не трогать священнослужителей, говорит он.
С приходом капелланов в армию, считает настоятель игнатьевского храма, там станет меньше духовной распущенности. «Люди начнут себя вести по-другому, станут богобоязненнее. Любая стычка, перебранка угаснет, стоит появиться священнику», — уверен отец Виталий.
Исповедь под пулями
Полковых священников сделают аналогом замполитов и поставят на довольствие. Капеллан как штатная армейская единица будет прикреплен к воинской части: куда служивые — туда и он. Так что проводить службы батюшкам, прикрепленным к боевым подразделениям, придется в походных условиях и даже на линии огня.
— В таких случаях оборудуют походную церковь, где есть иконостас и вся церковная утварь для проведения служб, — поясняет настоятель храма Александра Невского. — Можно ее установить в палатке, в чистом поле, да хоть на военном крейсере — подойдут любые условия. возможно, священникам придется исповедовать на линии огня: если солдата ранило, он при смерти — нельзя отказать в исповеди. Расписание служб будет подстраиваться под распорядок дня в полку.
На службу с крестом и иконой
На оружие у священнослужителей табу. «Наше оружие — крест, библия и икона», — говорят батюшки.
— Священник не берет в руки оружия — он поддерживает духовно, — объясняет отец Виталий. — Он вдохновляет воинов, в горячих точках это особенно нужно, потому что на войне есть страх. Священник молится за души военнослужащих — чтобы они остались живы, чтобы их защитил Господь, оберегал ангел-хранитель.
Что касается формы одежды — здесь не так все однозначно. В зависимости от обстоятельств батюшка может переоблачиться из рясы в камуфляж — церковным уставом не возбраняется.
— Форма, конечно, зависит от ситуации, — рассуждает отец Виталий. — Если в мирное время — то в облачении, а если где-то в окопе сидеть или в танке, то удобнее в камуфляже — ряса зацепиться может. Несколько лет назад я прыгал впервые с парашютом с благословения владыки — с крестом и в камуфляже. А когда года два-три назад проходили российско-китайские учения, вместе с псковскими десантниками прилетал отец Михаил. Прыгают они с парашютом — и он вместе с ними, само собой, в камуфляже. У них этой зимой учения были: он прыгал, парашют не раскрылся — упал, позвоночник в трех местах сломал, но ничего, поправился, вернулся в строй.
ДВВКУ выпустит капелланов
По мнению настоятеля храма Александра Невского, «служивому» священнику легче будет освоиться в армии — он не понаслышке знаком с распорядком, командами и прочими войсковыми премудростями. Сам отец Виталий после выпуска из ДВВКУ успел прослужить два года, а там — 1991 год, путч, распад страны и новое правительство, которому старлей Виталий Сердюк не захотел присягать — уволился в запас.
Как раз для того, чтобы дать возможность батюшкам изучить все тактические и стратегические хитрости в нескольких военных училищах страны, откроют курсы для подготовки капелланов. В число этих учебных заведений войдет в следующем году и ДВВКУ. Как «АП» рассказали в Московской патриархии, совместная комиссия из представителей РПЦ и Минобороны нагрянет в училище уже в январе. Ей представят учебный план занятий, покажут казармы, где разместят священнослужителей. И, возможно, уже в ноябре следующего года училище примет первый набор будущих военных священников.
— Пока мы рассчитываем, что курсы будут длиться четыре месяца, — комментирует начальник ДВВКУ Владимир Грызлов. — Сейчас разрабатываем для них учебный план, куда войдут воинский устав и другие дисциплины. Если комиссия даст добро, будем готовить капелланов не только для Дальнего Востока, но и для всей страны.
Из более чем 30 амурских батюшек пять-шесть — бывшие военные. Причем четверо из них окончили ДВВКУ. Есть в числе служителей церкви даже отец (полковник в запасе) и сын — оба выпускники нашего военного вуза. Начальник училища Владимир Грызлов даже возмущается, шутя: «Мы кого выпускаем — офицеров или священников?!».
По просьбе Владимира Михайловича отец Виталий назначен окормлять училище — он проводит лекции, встречается с курсантами по личным вопросам. «Обращаются, бывает, не только курсанты, но даже их мамы — пишут, назрела такая-то проблема — помогите, — рассказывает батюшка. — Я стараюсь встретиться, выслушать. Отдача от курсантов есть — во время больших праздников в кафедральном соборе стало больше курсантов. А венчаться они часто едут в наш храм в Игнатьево».
Батюшка, мулла и лама в одной части
Россия — многоконфессиональная страна, и как быть с тем, что бок о бок у нас служат протестанты, православные, мусульмане, буддисты. По неофициальным данным, в планах Минобороны — допустить в войска представителей разных конфессий. Правда, в зависимости от численности приверженцев той или иной религии в конкретной части. Так, если, например, в части 10 и более процентов исповедуют ислам — им положен мулла.
Духовный наставник мусульман Благовещенска имам Омар за священнослужителей в армии — обеими руками.
— Если такая программа будет, то наш долг в ней поучаствовать, — говорит имам. — Это очень полезно — даст хороший сдвиг в религиозной сфере. Люди отдалились от религии, не знают, что хорошо, а что плохо. Священники нужны, чтобы объяснить, как жить правильно. Думаю, особенно верно, что в первую очередь они появятся на Северном Кавказе, где развиты экстремистские течения — мулла сможет оградить молодых мусульман от их воздействия, дать им правильные понятия об исламе, коране.
Буддисты, как и принято в этой конфессии, как всегда «над битвой», то есть ни на чьей стороне.
— Не думаю, что ламы пойдут служить в военные части, за исключением, пожалуй, регионов, где есть для этого культурные предпосылки, где буддизм — основная религия, — улыбается член амурского буддийского центра школы Карма Кагью Алексей Беляков. — Буддизм — это религия уже определившихся, самостоятельных людей, с критическим взглядом на мир. Во всякой проблеме такие люди стараются сначала разобраться сами. А если буддисту понадобится помощь, он может обратиться к своему учителю в письме. Я не так давно отслужил в армии, но у меня были увольнительные, во время которых я посещал наш центр, слушал лекции. Что касается самой идеи капелланов, то, если священники в частях кому-то помогут, это будет отлично.
Армия снимает с себя ответственность?
Мнение ученых по поводу возвращения в армию капелланов далеко не так однозначно. И хотя в большинстве стран этот институт давно и эффективно действует, в России его появление вызывает много вопросов. До революции, по данным специалистов, подразделения армии в стране формировались по национальному принципу, то есть русские (православные) — в один полк со своим капелланом, калмыки (буддисты) — в другой. Сейчас все служат вместе, и чтобы каждому обеспечить свободу религиозных отправлений, понадобится создать слишком уж разветвленную систему.
— Идея целесообразная, но как она будет у нас реализована, сказать сложно, — рассуждает заведующий кафедрой религиоведения АмГУ, профессор Андрей Забияко. — У нас даже в христианстве довольно большой разброс — от старообрядцев нескольких направлений до протестантов, не говоря уже о мусульманах и буддистах. Наличие в части одного лишь православного капеллана ущемит права приверженцев иных конфессий и может стать поводом для межрелигиозной розни. В армии, где люди вооружены, это может привести к плачевным последствиям. Пока у нас получается, что формально все религии перед государством равны, но некоторые все-таки равнее. Так, уже лет 10 войска, находящиеся в Чечне, негласно сопровождают православные батюшки.
По словам Андрея Павловича, считается, что православных в России большинство, но при этом не берется в расчет, что больше половины россиян не относят себя ни к одной религии. И именно за счет этих людей в том числе и будет существовать институт капелланов, так как священников зачислят в штат и обеспечат довольствием от государства. Андрей Забияко не исключает, что руководство армии пытается переложить свои функции (по воспитанию, контролю за дисциплиной) на капелланов. «Почему армия сама не решает эти задачи, а перекладывает их на священников? В 1917—18 годах РПЦ, которая должна была духовно и морально поддерживать армию, с этой задачей не справилась, и нет гарантии, что справится сейчас. Но, конечно, если капеллан поможет уберечь от дедовщины хотя бы одного солдата, это все оправдает», — подытоживает Андрей Павлович.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии