Главная его изюминка: в нем не выявляются сильнейшие. Одна из причин непроведения соревнований: в этом виде единоборств нет запрещенных ударов и приемов.
Лежачего добивают
— Движения в айкидо подобно потоку воды: мягкой, податливой, но одновременно разрушающей твердые камни, — говорит заместитель областной общественной спортивной организации «Амур-кан Айкидо» Константин Ермаков. — Наше боевое искусство не похоже ни на одно другое. Айкидок должен перенаправить энергию атакующего в свою пользу, а не встречать силу силой. Он должен захватить центр тяжести противника, вывести его из равновесия и далее управлять им. Нападавший нейтрализуется в считанные секунды — мягко, без увечий и травм. Но это эталон, цель, к которой необходимо стремиться. Большинству же бойцов до этого уровня далеко, поэтому они исповедуют обычное айкидо.
Со слов Константина Ермакова, в нем можно бить ногами и руками куда захочется: ниже пояса, по позвоночнику, коленным суставам. Противника можно душить, делать болевые приемы на пальцы, запястья, локтевые суставы. Обязательно добивание лежачего. Все приведенные приемы категорически запрещены практически во всех единоборствах. Главная задача айкидо — любыми путями обезвредить атакующего человека настолько, чтобы он не смог продолжать атаку.
Борцовские приемы отсутствуют: на их выполнение уходит много сил и времени. Если противников два и более, завязший в борьбе обречен на неминуемое поражение. Поэтому в арсенале айкидо в основном ударная техника, немного бросковой, плюс разного рода захваты. Причем после выполнения броска он обязательно должен устоять на ногах.
Соревнования запрещены
— Почти во всех стилях нашего боевого искусства чемпионаты, первенства и турниры не проводятся, — сказал Константин Ермаков. — Считается, что они убьют его дух, поскольку противоборство, демонстрация силы противоречат сущности айкидо. Разработавший его японец Уэсиба Морихэй видел свое детище как синтез боевого искусства, философии и религиозных убеждений. Одна из его задач — разрешение конфликтов, противодействие агрессии. И какие могут быть соревнования, если наши инструкторы учат вырубать противника первым ударом. Спортсмены просто друг друга перекалечат. Конечно же, отсутствие состязаний в чем-то тормозит развитие айкидо. Благовещенцы видят нас два-три раза в год, когда айкидоки демонстрируют свое мастерство в показательных выступлениях на праздниках.
В отсутствие соревнований бойцы изо дня в день занимаются ката: многократным повторением приемов, пока они не станут таким же привычным делом, как за ухом почесать. Большая часть тренировок проходит в работе с партнером. Сначала один атакует, другой защищается, затем — наоборот.
Очень много времени уделяется выполнению страховки, проще говоря, умению падать без вредоносных для организма последствий — ушибов и травм. Спортсмены проделывают до 300 падений за одну тренировку. А еще им приходится освобождаться от старых стереотипов движения: их практически заново учат передвигаться.
С мечом и кинжалом
На вопрос корреспондента «АП», почему вы занялись айкидо, большинство респондентов ответили примерно одинаково: чтобы научиться защищаться, драться и получить духовное развитие. Последнее достигается некоротким перечнем ритуалов, присущих этому боевому искусству. Начну с того, что, зайдя с улицы в тамбур, айкидок должен поклониться этому помещению. То же самое он обязан сделать, когда заходит в раздевалку. Не исключение зал для тренировок. Войдя в него, спортсмен садится на край ковра и ждет, пока его туда пригласят. Получив разрешение инструктора, он кланяется залу и заходит. Свои церемонии предшествуют началу занятий и выполнению технических приемов. По их завершении обязателен поклон напарнику. Несоблюдение прописанных ритуалов наказуемо — вплоть до дисквалификации.
В айкидо дерутся не только голыми руками и ногами, но и с оружием. Инструкторы обучают защите от противника, вооруженного танто (кинжал), боккеном (меч), дзе (шест). Учат и нападению с этим оружием. Хотя весь спортинвентарь из дерева, травму на занятии можно заполучить очень серьезную. В Благовещенске его не купишь, как и экипировку: куртку, штаны и пояс. Все это обычно приобретается в Китае. На одежду и оружие уйдет порядка трех тысяч рублей.
На сегодняшний день амурская областная общественная спортивная организация «Амур-кан Айкидо» насчитывает в своих рядах более 350 членов и является самой многочисленной среди подразделений дальневосточных айкидоков. Эта разновидность боевых искусств зародилась в Японии в 50-х годах прошлого столетия. В России к его изучению приступили лишь в конце 80-х, в годы горбачевской перестройки.
У айкидоков появилась крыша
Мать и отец амурского айкидо — нынешний и бессменный руководитель областной организации Михаил Горшков. Он создал федерацию еще в 1995-м, однако долгое время она существовала практически только на бумаге. Боевое искусство изучали всего около двух десятков благовещенцев. Его развитие стреноживало отсутствие собственного зала. Он появился три года назад в подвальном помещении Дома офицеров Российской армии. Раньше на его квадратных метрах размещалось кафе, потом склад всякой рухляди. Михаил Горшков и его единомышленники изыскали средства на основательный ремонт заброшенных помещений и начинку их необходимым спортинвентарем. И теперь они выглядят как конфетка.
С открытием своего зала численность дружины благовещенских айкидоков многократно увеличилась. Это, в свою очередь, улучшило финансовое положение организации. Дело в том, что областное и городское спортуправления ее не финансируют, а живет она практически за счет одних членских взносов айкидоков.
У организации появилась отлаженная структура: председатель, его заместитель, координационный совет, ревизионная комиссия. Тренерский корпус насчитывает восемь человек. Возглавляет его шеф-инструктор Эдуард Мезенцев, имеющий высшее педагогическое образование, известный не только на Дальнем Востоке знаток айкидо.
Флакон от айкидо
Возраст занимающихся от 6 до 60 лет. В отличие от других восточных единоборств, большинство бойцов составляют не школьники, а студенты. Второе отличие: небывало высокий для таких видов спорта процент представительниц прекрасного пола: примерно фифти-фифти. Сей факт объяснил Эдуард Мезенцев:
— Занимаясь айкидо, девушки получают все в одном флаконе: навыки самообороны, растяжку и координацию движений.
Руководство федерациями Дальнего Востока осуществляется из штаб-квартиры в Токио. Только ее представитель вправе принимать у россиян экзамены на сдачу кю (разрядов). В планах Михаила Горшкова — создание Дальневосточной организации айкидо. Тогда можно будет добиваться проведения аттестации, вплоть до первого дана, без японцев.
— В следующем году планируем набрать группу людей старшего и пожилого возраста, которые будут заниматься упрощенным айкидо, — поделился другими задачами на будущее Константин Ермаков. — В занятиях с ними будет делаться упор на улучшение гибкости и растяжки. У нас есть комплекс дыхательных упражнений, повышающий энергетический потенциал клеток организма. Ну и, конечно же, будем работать в направлении увеличения количества членов нашей организации.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии