Очередь отказников
Дом ребенка, расположившийся на окраине Благовещенска, — единственный в области. Рассчитан он на 120 мест. И чтобы попасть в него, маленькие отказники «выстаивают» огромную очередь.
— Эта уже третья «инстанция» для таких малышей, — рассказывает нам Людмила Ламекина, главный врач ОГУЗ «Дом ребенка специализированный», заслуженный врач РФ. — Они попадают сюда, уже побывав в роддоме и отделении патологии новорожденных. Если деток оттуда не забрали, значит, не позволяет или юридический статус, или состояние здоровья.
Изначально в детских домах ребятишек оставляли на время: мамы-студентки или те, кто уезжает в командировку. Целью таких домов была помощь семье. Сегодня количество «временных» детей составляет всего пять процентов. Это малыши, которые еще не приобрели статус оставшихся без попечения родителей, или те, чьи мамы и папы временно по психическому состоянию лишены родительских прав. Остальные 95% — официально не имеют родителей. И их количество постоянно растет.
А вот процесс усыновления идет очень медленно. В прошлом году новый дом нашел 21 ребенок, в этом — 24. Но цифры мизерные, считают работники госучреждения. И основной причиной называют плохое здоровье своих воспитанников.
— К сожалению, наши детки по состоянию здоровья очень слабые, — вздыхает Людмила Ивановна. — На каждого ребенка приходится по 4—5 диагнозов, в основном связанных с поражением центральной нервной системы. Много врожденных аномалий. В прошлом году мы обследовали 117 детей, и нашли у них 169 аномалий развития. Однако хочется отметить, что многие патологии с возрастом компенсируются. И не стоит забывать, что сегодня практически все дети — и домашние, и детдомовские — имеют отклонения в здоровье.
Семья и любовь лечат
Последние два года на усыновление детей идут только иностранцы. В этом году маленькие амурчата из дома ребенка уехали в Италию, Ирландию, Австрию. Больше всего усыновителей из Германии. Языковой проблемы между новоиспеченными родственниками нет — ведь детки практически не говорят и легко учатся новому родному языку.
— По закону судьбу наших воспитанников отслеживают органы опеки, — объясняет Людмила Ламекина. — Раз в полгода иностранные родители присылают в контролирующую службу отчет. Но и мы просим, чтобы нас информировали, и родители, несмотря на тайну усыновления, часто идут навстречу. В доме ребенка огромный фото- и видеоархив. Мы даже получаем письма от наших бывших воспитанников со всего мира.
Русские родители тоже держат в курсе сотрудников дома ребенка. Звонят, консультируются, если возникают какие-то проблемы. Иногда приходят в гости. И даже если «государственные мамы» не видели ребенка всего два-три месяца, часто не могут его узнать. Настолько попавший в семью малыш меняется и во внешности, и в манере поведения. Огромный скачок в развитии, особенно речи.
— У нас лет десять назад американцы усыновили двойняшек — таких болезненных! Мы только успевали их в больницу возить, — вспоминает Ламекина. — А дома окрепли. Один сейчас спортом увлекается, вторая — музыкой. Другой случай. Амурские родители решили взять в семью мальчика — очень слабенького, у нас даже были опасения, что он плохо обучаем и будет иметь проблемы в психическом развитии. В группе были дети намного лучше, но новые родители решили взять именно его. Сейчас этот мальчишка — круглый отличник, участвует во всех олимпиадах, иностранными языками занимается — в общем, гордость семьи.
Никогда нельзя ставить крест на ребенке. Маленькие дети вообще как пластилин: из них можно вылепить кого угодно. А их детские болячки часто поддаются коррекции. Семья, любовь, забота — в этом деле главные лекари.
Мнения
Ольга Мулл, начальник отдела опеки и попечительства минобразования области:
— 24 ребенка усыновили в этом году зарубежные граждане. И всего около 15 ребятишек — амурские родители, однако в эту цифру входит и усыновление мачехой или отчимом. Показатели очень низкие. Потому что немногие наши соотечественники решаются на этот серьезный шаг, отдавая предпочтение альтернативным методам: 494 маленьких амурчанина оформили в 2009-м под опеку или в приемные семьи. В основном новых родителей находят воспитанники дома ребенка — их возраст (до трех лет) самый востребованный среди потенциальных усыновителей.
Людмила Ламекина, главный врач ОГУЗ «Дом ребенка специализированный», заслуженный врач РФ:
— Иностранцы сразу усыновляют детей, а наши родители предпочитают опеку. Мы в отдельных случаях даже рекомендуем именно опекунство. Ведь наши детки имеют отклонения в развитии, и не всегда потенциальные родители готовы нести большие материальные и психологические затраты. При опеке ребенок остается на своей фамилии, получает положенные ему льготы, родителям выплачивают деньги на содержание. Если из этого союза получается единое целое, вырастает настоящая семья — родители пишут в суд заявление с просьбой об усыновлении. Я считаю, такая проверка временем оправдана.
Добавить комментарий
Комментарии