Георгий Вагнер и его ученицы — немецкие гимнастки.Георгий Вагнер и его ученицы — немецкие гимнастки.

Качаем баух

— Георгий, я знаю, что российские тренеры по спортивной гимнастике высоко котируются за рубежом. Но как и почему выбор пал именно на вас?

— На проходившем в Германии чемпионате Европы представительница гимнастического клуба Лимбурга обратилась к директору крупнейшей в нашей стране спортшколы по спортивной гимнастике в Ленинске-Кузнецком Александру Циммерману с просьбой: «Нам нужен русский тренер-мужчина для батутной и акробатической подготовки гимнасток, а также для знакомства с методикой занятий ваших тренеров». По возвращении домой Александр Эдуардович позвонил мне и предложил поработать в Германии.

— Кто профинансировал вашу поездку?

— Немецкий клуб оплатил пролет от Благовещенска до Франкфурта-на-Майне, снял для меня двухкомнатную квартиру и выплатил зарплату за работу в Лимбурге. Обратную дорогу они смогли профинансировать только до Москвы. Дальше я летел на деньги Сибирской федерации спортивной гимнастики.

— Как у вас с немецким языком?

— В школе когда-то изучал, но в памяти осталось всего два-три десятка слов. Языковой барьер — самое сложное в моей работе в Лимбурге. Выписал на листок слова, часто употребляемые на тренировках, и ходил с ним на занятия. Спина по-немецки рюкен, руки — арм, пресс — баух. Часто выручала девочка, родители которой приехали в Германию из Казахстана, она у меня была переводчицей.

Дорогие тренировки

— Что из себя представляет клуб спортивной гимнастики в Лимбурге?

— В нем занимаются только девочки, человек 20—25. Их тренируют четыре женщины. Занятия платные — восемь евро в час. Я подсчитал: в месяц получается 620—640 евро. Не каждой семье такие расходы по карману. Мы берем на гимнастику практически всех желающих, они производят отбор. Хотя при платном обучении, кажется, выгоднее брать всех: больше учеников — больше зарплата. Однако тренеров клуба интересуют не только деньги, но и результаты их воспитанников на различных соревнованиях. Тренировки проходят в огромном спортзале финансового колледжа. Правда, гимнасткам выделен в нем небольшой кусочек площади. Перед началом занятий папы и мамы помогают тренерам расстелить дорожки, установить батут, бревно. После окончания тренировки они убирают гимнастическое оборудование. В распоряжении гимнасток есть еще один небольшой зал. Поразило вот что: некоторые родители живут в соседних городах, расположенных в 60—70 километрах от Лимбурга, и пять раз в неделю возят своих детей на занятия. А цены на бензин там очень высокие — почти полтора евро за литр.

— Что еще резко бросилось в глаза?

— Взаимоотношение тренеров и учеников. Дети там какие-то другие — послушные, не капризничают. Я не слышал, чтобы педагоги повышали голос на девочек. Дав задание, они знают — гимнастки будут его выполнять. У них может чего-то не получаться, но они будут вновь и вновь пытаться выполнить задание. Вежливые все очень: приходят — здравствуйте говорят, уходят — до свидания. У нас же есть немало детей: мимо пройдут — не поздороваются.

Ничья

— Об уровне подготовки немецких гимнасток что скажете? Встреться с ними в матчевой встрече спортсменки ОСДЮШОР, кто победил бы?

— Званий и разрядов в Германии нет. На мой взгляд, лучшие спортсменки клуба выступают по программе мастеров спорта. На каких-то снарядах они лучше выглядят, на каких-то — мы. Если бы встреча наших и немецких гимнасток состоялась, она прошла бы примерно в равной борьбе.

— И это при том, что у них клубная команда, а у вас областная спортивная школа олимпийского резерва, и количество занимающихся у вас почти в десять раз больше, чем у них. Эта ничья вас не смущает?

— Нет. В клубе один педагог работает с четырьмя гимнастками, а в нашей спорт-школе у каждого в группе по 15 девочек. В результате работа немецких тренеров намного продуктивнее, чем наша.

— Как вы считаете, немцы остались довольны вашей работой?

— Думаю, что да. Работал я столько же, сколько и в Благовещенске — шесть часов, но выматывался за это время несравненно больше, чем в спортшколе. Честное слово, ни разу на занятиях не присел. Водички попьешь — и снова к гимнасткам. Эмоциональное напряжение испытал огромное. Их языка не знаю, в грязь лицом ударить перед немцами не хотелось. Я не мог подвести свою страну. Проводили меня очень тепло. После окончания последней тренировки тренеры, гимнастки и их родители поднялись в зал. Мне вручили благодарственное письмо, свитер с эмблемой клуба. За чаепитием в мой адрес было сказано много хороших слов. Взрослые и дети просили: «Жора, приезжай еще».

Амурчанин тренирует австралийцев

Со слов трехкратного чемпиона Олимпийских игр по спортивной гимнастике Александра Дитятина, за годы, прошедшие после распада Советского Союза, почти 90 процентов российских тренеров, занимавшихся подготовкой гимнастов, уехали работать за границу. В их числе есть и один амурчанин.

С 1997 года работает в Австралии тренер областной спортшколы олимпийского резерва Хамит Вильданов. Одно время он тренировал даже членов сборной страны.

Возрастная категория материалов: 18+