Стать мамой мечтает каждая женщина. Но получается не у всех.Стать мамой мечтает каждая женщина. Но получается не у всех.

Напомним, против законопроекта «О репродуктивном здоровье населения Российской Федерации» выступили члены амурской общественной организации «Родительский комитет». Закон нужно дорабатывать, решили они на экспертных слушаниях и отправили «ноту протеста» в Госдуму. Документ действительно неоднозначен. Особенно много противоречивых мнений вызвали главы, посвященные суррогатному материнству и методу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

«Этот закон не должен пройти. Ежегодно на нашу область выделяют 23 квоты на ЭКО. Однако они не выбираются. Значит, такой потребности нет, — заявила резидент АООО «Ассоциация деловых женщин Приамурья» Ирина Милицкая. — Преступно отпускать из бюджета огромные деньги на суррогатное материнство и искусственные методы оплодотворения в обход заботы об уже родившихся детях». «Если суррогатное материнство будет узаконено, то дальнейшая коммерциализация ЭКО-метода может привести к генетической деградации нации», — говорится в экспертном заключении.

«Не нужно плодить мутантов»

У семей, где все хорошо, где царит любовь и понимание, обязательно будут дети. Причем зачатые естественным путем, а не искусственно, — считает дозвонившаяся нам первой Светлана Соловьева из Благовещенского района.

— Дети — это дар Божий. и если вам не дано стать матерью, я думаю, не стоит и пытаться. Не понимаю, почему нельзя взять ребенка из детдома, ведь своим может стать любой малыш, — говорит молодая женщина, мать двоих детей. — Бесплодие — это естественный отбор, и женщине стоит задуматься: а почему у нее нет детей? А не идти на ЭКО и плодить мутантов. Еще я против того, чтобы государство финансировало эти дорогостоящие процедуры — и суррогатное материнство, и экстракорпоральное оплодотворение. Нужно заботиться об уже родившихся детках, увеличивать детские пособия, помогать семьям из слабозащищенных слоев населения.

«Врачи меня приговорили к ЭКО»

У жительницы областного центра Ульяны П. тоже есть свой ребенок, зачатый «дедовским» методом. Однако женщин, планирующих ЭКО, она не осуждает. Напротив, сама в пятый раз будет пытаться стать матерью искусственным путем.

— Экстракорпоральное оплодотворение, как и суррогатное материнство, — это единственный шанс для многих стать родителями, — вздыхает Ульяна. — Обратите внимание — кто выступает против этих методов? Люди, уже имеющие детей. Их лично не коснулась такая страшная беда, как бесплодие, и им в принципе не понять желание несчастной матери иметь своего ребеночка. Они могут рассуждать о детдомах, божьем промысле, но столкнись с этой проблемой (дочка или внучка вдруг окажется бесплодной), и они поменяют мнение.

У меня есть ребенок от первого брака, а во втором не могу забеременеть 15 лет. Когда-то одна из гинекологов решила, что у меня проблема с трубами и отправила на лапароскопию. Медсестрой там была моя знакомая, которая и рассказала, что никакой патологии у меня в ходе операции не нашли, и, чтобы хоть что-нибудь сделать (раз уже залезли внутрь), врач провела мне резекцию яичников. Якобы для того, чтобы они лучше работали. После этого у меня перестала вырабатываться яйцеклетка, я потеряла способность к деторождению. Сейчас у меня за плечами четыре попытки ЭКО, готовлюсь к пятой.

Таких случаев, когда из-за непрофессионализма медиков женщины вынуждены прибегать к искусственным способам оплодотворения, лично я знаю немало. Скоро у моей приятельницы родится ребенок «из пробирки». Три года назад после сложной операции по удалению аппендицита у нее образовалась спаечная болезнь, в итоге трубы стали непроходимыми, и их удалили. Еще одной знакомой девушке несколько лет назад поставили диагноз «рак матки». И полностью удалили орган. Потом пришла гистология, которая не подтвердила приговор. Девушка даже по суду не смогла доказать врачебную ошибку. И что ей делать? Остается воспользоваться услугами суррогатной матери. Если есть такие женщины, которые могут помочь — выносить ребенка, пусть при этом не плохо заработав, почему бы нет?

ЗА и ПРОТИВ

Мнения профессионалов

«Обвинять в бесплодии нельзя»

Светлана Зражевская, к. м. н., гинеколог-эндокринолог клиники «Доктор Пак».

— Светлана Геннадьевна, ЭКО может привести к генетической деградации?

— Нет, потому что в результате экстракорпорального оплодотворения идет отбор яйцеклеток, сперматозоидов, эмбрионов и используются лучшие из них, поэтому генетический материал этих клеток будет качественный. Также сейчас в программе ЭКО появилась возможность предымплантационной генетической диагностики, чтобы на первоначальной стадии выявить хромосомные аномалии. Родить в программе ЭКО больного ребенка, конечно, можно, но это случается крайне редко. Вероятность рождения детей с генетическими отклонениями при естественном зачатии может быть выше, чем после ЭКО.

— В бесплодии виновата сама женщина: ходила в капронках, не следила за здоровьем?

— Никогда и никого нельзя обвинять в бесплодии. Причины бывают разные. Иногда действительно виновата сама женщина. К примеру, в прошлом году 18-летняя девушка сделала криминальный аборт — приняла китайские таблетки. В итоге развился эндометрит сепсис, и девочке полностью удалили матку. Иногда виновниками становятся врачи, грубо сделавшие операцию на яичниках, и у пациентки в 25 лет наступил синдром истощения функции яичников (по состоянию это климакс). Зачастую виновата природа, когда в молодом возрасте у женщины уже нет своих яйцеклеток, и она не может быть матерью. Так было заложено внутриутробно, может, когда ее мама была беременная, она перенесла вирусную инфекцию. А в большинстве случаев никто не виноват. Как можно обвинить человека, если у него случилась внематочная беременность? Это непредсказуемо. А в итоге это может привести к удалению труб, и тогда только один путь — вспомогательные репродуктивные технологии.

— Квоты на бесплатное ЭКО в нашей области не пользуются спросом...

— За год только наша клиника отправила в Красноярск около 30 пар. А многие ездят сами или получают направления у других врачей. В основном амурчане предпочитают Красноярск и Санкт-Петербург, единицы едут в Хабаровск. Начал проводить ЭКО и медицинский центр в Благовещенске. Потребность есть, и очень большая. И с каждым годом она растет. Дело в том, что квоты даются только в Москву, в научный центр акушерства и гинекологии РАМН. А столица очень дорогой город, проживание, питание, проезд в квоту не входят. Да и отношение к «бесплатным» пациентам не очень хорошее. Поначалу наши пары ездили, но результаты были отрицательные, и ездить перестали. К тому же сейчас люди изучают официальный реестр клиник и выбирают ту, где по статистике лучшие результаты. Пусть они переплатят, но приедут домой с долгожданной беременностью. Раньше диагноз «бесплодие» было приговором — пары разводились, семьи рушились. Сейчас же, с появлением экстракорпорального оплодотворения, у них появился шанс.

— Что вы думаете по поводу суррогатного материнства?

— Здесь может присутствовать коммерческая заинтересованность. Но это явление настолько редко встречается (а в Приамурье его вообще нет), что говорить о несуществующей проблеме и не стоит. Хотя если женщина в молодом возрасте в результате каких-то осложнений лишена матки, то для нее это единственный шанс воспитывать генетического ребенка. Не считаю это предосудительным. Нужно не запрещать, а законодательно выработать критерии для отбора суррогатных матерей, чтобы отсечь заинтересованных в коммерции людей.

«Это живой инкубатор»

Наталья Волкова, д. м. н., врач-акушер-гинеколог, директор школы осознанного родительства «Даренок»:

— Законопроект «Об охране репродуктивного здоровья» не отвечает своему названию, так как там законодательно утверждаются технологии лечения последствий отсутствия этой самой охраны! Прежде всего, необходимо узаконить, кто, где и каким образом просветит будущих родителей, чтобы они сохраняли репродуктивное здоровье? В школах и техникумах еще до вступления в брак молодые люди должны получить знания и обучиться методам сохранения своего здоровья! Необходимость в экстракорпоральном оплодотворении возникает вследствие падения нравственности и раннего начала половой жизни, а также роста числа абортов среди несовершеннолетних.

Суррогатное материнство — подсадка в матку женщины оплодотворенной яйцеклетки других людей и необходимость выносить, родить и отдать ребенка — слишком похоже на живой «инкубатор». Не учитываются человеческие качества матери и внутриутробное созревание личности ребенка. Обществу следует задуматься, кто принимает такие антигуманные законы, и противостоять этому по мере своих сил. Как специалист по дородовому воспитанию, я выступаю против суррогатного материнства, так как мать девять месяцев закладывает психологические матрицы характера, добра и способностей будущего ребенка... Надо объяснять это законодателям, большинство из которых мужчины и не вынашивали ребенка под сердцем.

В самом методе ЭКО есть много нерешенных вопросов, и прежде всего — как влияет зачатие в пробирке на гены ребенка и в целом на генофонд нации. Прежде необходимы глубокие научные исследования, а потом закон.

Возрастная категория материалов: 18+