Цена на каждое из 5 тысяч лекарств имеет свой официальный «потолок».Цена на каждое из 5 тысяч лекарств имеет свой официальный «потолок».

В ближайшее время с проверками в аптечные учреждения отправятся специалисты областного минздрава и Росздравнадзора.

Секрет фирмы

Есть ли в списке из пяти тысяч лекарств нужное тебе, работники областного минздрава советуют узнавать прямо в аптеке: списки препаратов во всех аптечных учреждениях уже имеются, уверяют специалисты, иначе как бы они смогли провести переоценку товара. Однако большинство наших попыток взглянуть на этот список вчера в разных аптеках, ничем не увенчались: по какой-то причине продавцы в белых халатах отказались его предоставить.

Первая аптека на моем пути — «Амурфармация». Хожу по торговому залу, изучаю витрины и судорожно пытаюсь вспомнить, что из известных мне препаратов сколько стоило в последнее время. Результат нулевой. Цены смешались в голове, да и принадлежит ли мой арбидол к группе жизненно важных лекарств, не уверена. Остается одно — просить у продавца заветный список. Реакция на мою просьбу слегка обескураживает.

— Да, действительно, вышел такой закон, — подтверждает работник аптеки, — но списка препаратов у нас нет. Так что ничем помочь не могу, попробуйте поискать в интернете.

Распрощавшись с «Амурфармацией», отправляюсь в «Будь здоров». Здесь человек за прилавком ведет себя еще более странно.

— Не знаю, о каком списке вы говорите, — удивленно качает головой девушка-аптекарь. — Может, что-то и существует, но у нас нет ничего.

Следующий пункт «ревизии» — «Айболит». Внутренне готовлюсь, что и здесь откажут, однако, выслушав мою просьбу, девушка с улыбкой достает из-под прилавка увесистую папку — на вид листов 200: «Знакомьтесь, пожалуйста». Работник аптеки «Семейная» также сказала, что я могу увидеть список, но предупредила о том, что он очень объемный.

Ценовые неурядицы

Почему работники аптечных учреждений делают тайну из информации, которая должна быть в свободном доступе, остается только догадываться. Возможно, действительно еще не до конца понимают, что теперь каждый имеет право интересоваться тонкостями ценообразования, а может быть, просто не успели переписать все ценники?

Выбираю из списка жизненно важных лекарств, который позже нашла на сайте областного правительства, три знакомых мне препарата: противовирусные таблетки кагоцел, детский анаферон и антигистаминное лекарство ломилан. Согласно данным списка, цены в благовещенских аптеках на них не должны быть выше 253 рублей 73 копеек, 159 рублей 44 копеек и 172 рублей 15 копеек соответственно.

Первые звонки в справочные службы аптечных сетей также принесли разочарование. Выяснилось, что ломилана, который не относится к дефицитным лекарствам, нет в продаже в аптеках «Айболит» и «Будь здоров». Также в «Айболите» не оказалось в наличии детского анаферона, а цена на кагоцел слегка превысила допустимую: на рубль 27 копеек.

Выше на 16 рублей, чем указано в списке, оказалась стоимость кагоцела, которую назвал оператор справочной службы «Здоровье» — 260 рублей. Остальные лекарства были даже чуть дешевле, чем положено.

Самой дисциплинированной оказалась «Амурфармация». Здесь вчера можно было купить любое из интересующих меня лекарств, и по цене, которая до копейки совпадала с той, что указана в списке.

Как воспринимают сами аптеки введение системы «ручного» регулирования, догадаться несложно: дополнительное вмешательство в их работу со стороны государства не многим по душе. В некоторых аптечных сетях уже сделали вывод о том, что цена, «спущенная сверху», поставит под угрозу вопросы рентабельности. За то, чтобы не работать себе в убыток, аптекари намерены бороться своими методами.

— Нам пришлось переписать свыше двух тысяч ценников к первому апреля, — поделилась с «АП» директор одной из благовещенских аптек. — Это около 15% всего нашего ассортимента, но даже если эта часть продукции не будет приносить нам хотя бы минимальную прибыль, это сразу скажется на благосостоянии предприятия и его сотрудников. Поэтому руководство будет рассматривать вопрос о том, чтобы либо отказаться от торговли нерентабельными препаратами, либо продавать их в минимальном количестве. Выиграет ли от этого потребитель, сказать сложно.

Проигравших не будет

Между тем в правительстве Приамурья уверены, что закон о государственном регулировании цен на жизненно важные препараты должен и будет работать. В ближайшие дни в области начнутся проверки аптечных учреждений представителями областного минздрава, управления по регулированию цен и тарифов, а также управления Росздравнадзора по Амурской области.

— Неисполнение законодательства и завышение цен может обернуться для аптек серьезными неприятностями, вплоть до уголовной ответственности или проблем с лицензированием их деятельности, заявил министр здравоохранения Приамурья Юрий Максимов.

Отказаться от торговли жизненно важными лекарствами у аптек тоже не получится: обязательного их наличия в ассортименте каждого аптечного учреждения требует закон. Кроме того, новая система ценообразования построена так, что она гарантирует аптекам рентабельность, при условии, что аптечные учреждения не будут пользоваться услугами слишком большого количества оптовиков.

Система проста и прозрачна. Сначала компания-производитель регистрирует свою цену на лекарство в органах Рос-здравнадзора. Затем к этой цене плюсуются предельно допустимые надбавки для оптовиков и розничных продавцов. Они зависят от ценовой категории лекарства и территории, где находится продавец. Так что транспортные расходы при расчете учитываются, поэтому опасаться за рентабельность в отношении большинства препаратов не стоит, уверяют чиновники. При этом рассчитывать на сверхприбыль, которую многие аптеки получили, взвинтив цены во время осенней эпидемии гриппа, недобросовестным продавцам медикаментов также теперь не придется.

— Мы полагаем, что при новой системе цена на некоторые виды препаратов существенно снизится, а в целом лекарственное обеспечение улучшится, — отмечает Юрий Максимов. — Имеет регулирование и другое важное значение. Мы закупаем препараты для льготных категорий граждан на сумму более 400 миллионов в год, а также препараты для лечебно-профилактических учреждений по всей области — почти на полмиллиарда рублей.

Теперь область сможет закупить большее количество лекарств и лучше обеспечить тех, кто в них нуждается, резюмировал министр.

В тему

В минздраве работает горячая телефонная линия, куда можно обратиться с жалобами или вопросами на тему цен на лекарства в аптеках Приамурья.

Тел. 44-36-88 (с 9.00 до 18.00).

Как найти список в Интернете

www.amurobl.ru

власть

органы исполнительной власти

министерство здравоохранения Амурской области

сведения о предельных оптовых и предельных розничных ценах на жизненно важные и необходимые лекарства

Возрастная категория материалов: 18+