Речь идет об ужасающих масштабах российского пьянства.

Премьера спектакля Амурского театра драмы «Исповедь грешного сына» по пьесе Алексея Дударева «Порог» прошла в октябре 2009 года — 126-й сезон этим спектаклем открывался. И сразу же постановка дала резко-одобрительный резонанс в «зрительской» части благовещенского населения. Выходя из зала, многие без стеснения вытирали заплаканные лица и произносили с комом в горле что-нибудь вроде: «Тяжело такое смотреть…» или «Очень своевременно…», «Жизненно…»

Сегодня следует, видимо, молиться об одном: только бы не поздно… На самом деле страна Россия попросту спивается. Вся…

Все дело в предках?

Демагогически всему можно найти объяснение. Пьянство россиян приписывают некоему национальному характеру, некой русской закоренелой и неизбывной традиции, якобы установившейся на Руси с древнейших времен… И теперь-де невозможно истребить заложенное предками.

Позволю себе возразить, ибо о предках и традициях, к сожалению, мало кто рассуждает со знанием дела. И в отношении к пьянству — тоже. В древнерусской литературе имеется немало здравых подтверждений как раз обратному: на Руси пьянство, а если точнее — нетрезвое состояние, резко и беспощадно осуждалось, высмеивалось и подвергалось всяческому гонению. Во все века.

Вот — древность. Только что зарождается письменность. До нас дошли памятники.

Например, притча «О пиянстве», в которой «человек некий винопийца бяше, меры в питии хранити не знаше, тако многажды упися, аще в очии его всяка вещь двоися….», явившись домой, вместо одной жены обнаружил две, а вместо двоих сыновей — сразу четверых. И давай скандалить, давай винить во всем жену, которая за время его отсутствия якобы умудрилась и сама удвоиться, и сынов двух прижить «от коего неведомо человека». Такого рода притч, а еще более — народных изречений, басен, сказов и присловий в русских литературных памятниках полным-полно, а еще больше — в фольклоре. Их авторы — наши предки!

Вот — средние века. И снова в защиту предков открываются документы.

Петр Первый виноват! Такое высказывание в наши дни бытует тоже. Можно, конечно, нынче и сделать упрек императору-новатору, открывшему кабаки и позволившему взрасти на благодатной русской почве целой армии целовальников да кабатчиков. Но… Как же тогда книга «Юности честное зерцало», в которой прямо и без церемоний говорится о правилах поведения достойного юноши в обществе — на приеме, в гостях, дома? Сиди за столом, не толкая соседа, держи голову прямо, не мотайся, аки пьян — сие неприлично! Иди красиво, ставь ноги без вихляния, дабы не подумали о тебе, что хмельным вышел!

Не претендуя на точность изложения, в главном все же моя интерпретация отражает более-менее верно напутствия русского царя молодым вельможам, в коих Петр Первый видел надежду на процветание страны. Нет! Петр Первый не ратовал за алкоголизм в русском народе. Трудолюбие — да, веселый нрав — да, терпение и страсть к знаниям — да! Но не гибель в реках сивушных, нет.

Были времена, когда пьяницу горького наказывали по принципу «подобное лечи подобным»: сажали в чан с дрянным вином и есть не давали несколько дней, и пить — только то, в чем сидел...

А полупудовая чугунная «медаль», которую вешали на цепи на шею отпетым винопийцам и дебоширам? Та еще награда!

Что же остается? Многократно охаянный в советские времена ангажированными апологетами новой лингвистической науки свод правил «Домострой»?

Смотрим. Читаем. Видим. «Домострой» и вовсе — о другом! В уложении советов и законов о семейной жизни в русских землях говорится о правильном, здоровом и честно устроенном житии крепкой, работящей и достойно воспитывающей потомство семьи. Нет в «Домострое» такого уложения, чтобы винопийствовать. Нет — и точка!

Червоточина в душе

Стало быть, не в предках дело. В нас. Сегодняшних. Запутавшихся в бедах и проблемах бытия. Бытие, оно во все века и при всех режимах легким не бывало. Наше — в 21-м веке — нисколько не страшнее того, что складывалось во времена смут и войн. И человек — по большому-то, по гамбургскому счету — не изменился. И любит, и ненавидит, и страдает не слабее прежнего.

Все в человеке происходит не без его собственного участия. Очень точно говорит Алексей Дударев устами персонажа своей пьесы деда Митика: «Разве веревка виновата в том, что кто-то повесился?»

Разве лекарственные наркотические препараты не являют великую пользу при необходимости применения в медицинских целях? Сколько людей спасено при помощи этих веществ. В наркомании разве наркотики виноваты? Разве водка виновата в том, что люди становятся алкоголиками, преступниками? Думаю, многие, пожалуй, все ответят на эти вопросы однозначно.

Искать первопричину беды и винить надо себя, в своей собственной душе обнаруживать червоточину и по обязанности высшего существа и венца природы не сидеть в ожидании Мессии, а Мессией становиться самому.

Так бывает: жил на свете человек со светлой душой и добрым сердцем, но сам все в своей жизни потерял — семью, работу, собственное человеческое лицо и совесть. Забыл даже о самом святом — о матери с отцом, о маленьком сыне… Забыл и смирился с потерей, и загубил бы свою жизнь, если бы неслучайная встреча с другим человеком, способным не только понять и принять чужую боль, но и сказать: твой свет в твоей душе, сделай шаг и спаси себя, несмотря ни на что…

Андрей Буслай — главный герой спектакля «Исповедь грешного сына» (артист Олег Бойко) — потерял себя и умер, был похоронен близкими, но… оказывается живым, воскресает духовно и телесно. Как? Почему это случилось? И что же дальше?

В пьесе Алексея Дударева и в спектакле, конечно же, есть один персонаж, который ни разу не появился на сцене, но его присутствие очень сильно влияет на развитие каждого действующего лица, на изменение каждого характера, на все сюжетные повороты, да и на все происходящее.

Этот герой-«фантом» по имени Максим Покутович постоянно на устах у молоденькой Алины (актриса Елена Диденко), у нечаянно попавшего в беду и разуверившегося в справедливости мира Драгуна (актер Константин Голубев). Покутовича называет бывший муж Алины — Красовский (засл. арт. Бурятии Юрий Роголев), угрожая расправой... Кто же он, этот писатель-сказочник Максим Покутович? Просто добрый, мудрый психолог с широкой душой и любовью к ближнему? Или некая божественная сила, призванная руководить людьми, земными и грешными? Зрителю предстоит самому для себя решить эту психологическую шараду, разгадать и принять правила игры, предложенные театром. Предстоит поразмышлять — такая тема...

Финал спектакля кажется неожиданно-странным, но и весьма сильным по эмоциональному воздействию: в последней сцене происходит объединение семьи, благодаря маленькому Гришутке (в этой роли занят школьник Ильдар Салахов). Словно ангел с тоненьким, ломким голосом, сын говорит с отцом о простых житейских событиях, а получается высоконравственная и очень емкая в своей краткости библейская притча. Финал — молитва, призыв, исповедь. И зрителю не остается ничего, кроме доминирующего чувства — так дальше продолжаться не может!

Режиссер-постановщик и автор идеи сценографии в спектакле «Исповедь грешного сына» Сергей Шипулин вслед за драматургом Алексеем Дударевым открыл целую бездну проблем перед современным зрителем. В качестве проводников этого тока высокого напряжения артисты Амурского областного театра драмы донесли электрозаряд до каждого. Одним это явилось шоком, другим — раздражителем, третьим… Главное — равнодушных нет. Семейная драма с оптимистичным финалом стала знаковым событием 126-го театрального сезона. Это приняли театралы. Это приняли зрители.

Это смотреть необходимо…

Нина Дьякова,

писатель,

зав. литературной частью

Амурского областного

театра драмы.

Возрастная категория материалов: 18+