Сергей Семенов: «Чтобы понять, что такое медиация, перечитайте гоголевскую «Повесть о том, как поссоСергей Семенов: «Чтобы понять, что такое медиация, перечитайте гоголевскую «Повесть о том, как поссо

На днях президент страны Дмитрий Медведев, озабоченный дальнейшим совершенствованием судебной системы в России, лично внес в Госдуму проекты федеральных законов, касающихся внедрения досудебных процедур разрешения споров, включая медиацию. В чем смысл законопроекта, не всем понятного по названию, и как скоро у нас появится новая профессия «медиатор», рассуждает председатель Амурского областного суда Сергей Семенов.

— Когда люди оценивают работу суда, то, не в последнюю очередь, они имеют в виду оперативность рассмотрения любого спора. Не менее важно и то, чтобы судебное решение было понятно всем участникам процесса и воспринято обеими сторонами. Но это бывает очень редко, — констатирует главный судья Приамурья. — Чаще всего одна из сторон (понятно какая) не удовлетворена судебным решением. Отсюда обвинения и в коррупции, и в давлении на суд...

Не случайно каждое разбирательство начинается предложением судьи пойти на мировое соглашение. Только очень редко кто соглашается: каждый уверен в своей правоте, никто не намерен идти ни на какой компромисс. А вот если бы с каждой спорящей стороной поработал специалист, разъяснил, чем для них реально может закончиться суд, сколько времени предположительно займет процесс, какие доказательства потребуются, возможно, стороны бы и договорились.

— К тому же нет уверенности, что конфликт ограничится рамками одного судебного спора…

— Конечно. Поэтому в странах с высокой правовой культурой досудебное примирение сторон давно стало составной частью защиты своих прав через компромиссные процедуры. Это и третейский суд, и разрешение споров с помощью посредников. К слову, все это значительно разгружает суды, а в итоге сказывается на оперативности и качестве выносимых судьями решений. На это Дмитрий Медведев обратил внимание еще два года назад на торжественном собрании, посвященном 85-летию Верховного суда России. Он тогда сказал: «Определенную помощь для снижения нагрузки на судей может оказать обязательное введение досудебных процедур, предусматривающее решение спорных вопросов в третейских судах либо через заключение мирового соглашения».

Теперь президент выступил уже с законодательной инициативой о необходимости введения обязательных досудебных процедур. Главная задача законопроекта в том, чтобы разгрузить российскую судебную систему, в год рассматривающую более 20 миллионов дел, из которых порядка миллиона составляют уголовные дела, тогда как основной массив состоит из гражданских, в отношении которых может применяться медиация.

— И что же это такое — медиация?

— Это урегулирование споров при содействии посредника (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в поисках взаимоприемлемого решения. Медиатор не является арбитром, он не играет на пользу одной из сторон. Он беспристрастен и помогает спорящим сторонам в ходе дискуссии найти решение, которое устроит всех участников конфликта, не доводя дело до суда. Это так называемые методы конструктивного урегулирования конфликтов.

— Выходит, что медиатор — это что-то вроде психолога в юриспруденции.

— Да, медиаторов еще называют конфликтологами.

— Сергей Николаевич, а если судебный процесс уже начался, то прибегнуть к помощи медиатора уже невозможно?

— По предлагаемому законопроекту на любой стадии судебного разбирательства можно прервать процесс и обратиться к процедуре медиации. На суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать эту возможность. Планируется, что данная процедура может быть внесудебной, досудебной и судебной. А услуги по ее проведению могут быть как платными, так и бесплатными. Расходы по оказанию платных услуг обе стороны несут в равных долях, если они не договорились об ином.

— На какие конкретно сферы конфликта может распространяться процедура медиации?

— Медиацию, или посредничество, предполагается применять во всех областях человеческой деятельности — для урегулирования как гражданских, семейных, трудовых споров, так и споров, выходящих за пределы чисто юридических коллизий, например, так называемых соседских конфликтов. То есть практически все гражданско-правовые вопросы, но с одним исключением: эта процедура не может применяться там, где результаты урегулирования спора могут задеть интересы третьих лиц, не участвующих в процессе медиации, или публичные интересы. Так, например, медиацией нельзя будет решить споры в рамках производства по делам о банкротстве. Это необходимо для того, чтобы максимально учесть интересы указанных третьих лиц и общества в целом, чтобы не допустить ограничения прав граждан на защиту.

— Сергей Николаевич, а кто может стать медиатором?

— Любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости. Легче назвать тех, кто не может быть медиатором. Это государственные служащие и лица, замещающие государственные должности. Задача стоит довольно непростая — необходимо сформировать корпус профессиональных медиаторов.

В нашей стране их не так уж много. Сертифицированных конфликтологов готовят в Санкт-Петербургском госуниверситете и еще в некоторых вузах России, насколько знаю, на Дальнем Востоке таких нет.

— Честно говоря, с трудом верится, что институт медиаторов приживется в России. Это с нашим-то менталитетом…

— В международном масштабе медиация является одной из самых быстроразвивающихся форм урегулирования конфликтов. Она избегает тупиковых судебных процедур, довольно быстра и недорогостоящая, позволяет успешно разрешать споры о разделе имущества, возмещении вреда, причиненного имуществу или здоровью, споры между арендодателем и нанимателем, поставщиком и покупателем, заказчиком и подрядчиком. Это процесс конфиденциальный, и стороны могут продолжать сотрудничать в дальнейшем.

Во всем мире ведется активная работа, направленная на создание специализированных организаций, оказывающих гражданам услуги по досудебному разрешению гражданских споров. А в России это направление почему-то не получает должного развития. Хотя многие дела, рассматриваемые в судах, и в самом деле могли бы разрешиться с помощью посредника — грамотного юриста. Ну, например, на садовом участке сосед поставил высокий забор. Это привело к тому, что у другого соседа часть участка оказалась в тени, а там у него росла клубника, требующая много света. И вот люди в суде, да еще в нескольких инстанциях решают вопрос о заборе. И такие процессы не редкость! Поэтому цель этого законопроекта — предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, чтобы сэкономить для людей судебные издержки.

— Сергей Николаевич, а вы сами верите в успех этой процедуры?

— Мне кажется, становление института медиации в России будет проходить очень тяжело. У нас и население не готово к таким процедурам (тем более если эта услуга будет платной), да и с самими медиаторами, думаю, будут проблемы. Но идти по этому пути необходимо. Просто он окажется более длинным, чем в странах с развитой правовой культурой. Чтобы лучше понять смысл и «драматургию» законопроектов о медиации, дорогим мне амурчанам настоятельно рекомендую еще раз обратиться к бессмертной классике. Перечитайте гоголевскую «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»!

Справка

Медиаторство имеет древние корни. Посредническая деятельность в переговорах существовала в древнем Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве свое-образных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций.

Возрастная категория материалов: 18+