Порой он может забыть, что было 15 минут назад, но в деталях помнит историю тысячелетней давности. Он знает историю России, пожалуй, лучше всех в области. И главное тому подтверждение — его 28-е место в общем зачете на всероссийской школьной олимпиаде по истории, прошедшей в начале апреля в Смоленске. На этом интеллектуальном состязании Роман был единственным амурчанином. Благодаря победе он без конкурса может поступить в любой вуз страны на факультет, где исторические науки — профилирующие. Правда, пока Роман в нерешительности — выбирает между факультетом мировой политики МГУ и факультетом международных отношений МГИМО. О будущем, вытекающем из прошлого, с амурским школьником поговорил корреспондент «АП».
— Роман, как ты увлекся историей? С чего все началось?
— Мне нравится история, потому что за ней стоят судьбы людей. Пока я учился в школе, мне было интересно узнавать историю своей страны, как, преодолевая трудности и противоречия, наше государство становилось великой державой. Бесспорно, и сегодня не все проблемы решены. История зачастую помогает найти верный ключ к их решению. Найти этот ключ, я считаю, является задачей каждого настоящего гражданина своей страны.
— Наверное, трудно изучать историю глубоко, ведь это наука интерпретаций?
— Цель истории как науки — выделить объективные факты и дать им правильную оценку, чтобы не допустить ошибок в будущем. Мне кажется, что на данный момент наше общество, правовое государство приближаются к более объективному пониманию истории в целом. А субъективизм, конечно, негативно влияет на историю.
— У тебя есть любимая историческая личность?
— Я над этим никогда не задумывался, но, мне кажется, это даже хорошо, что нет. Я могу оценивать разных исторических деятелей по-разному, у каждого что-то свое. Так я не буду выделять кого-то отдельно, ведь у каждого человека свое субъективное мнение. Я могу увидеть в личности и хорошие и плохие стороны, то есть дать объективную оценку.
— Какие моменты истории России ты знаешь лучше всего и ценишь больше?
— Великую Отечественную войну. Всегда с интересом изучаю все сражения русских солдат, ведь подвиги, которые они совершили, нам никогда не забыть, мы будем вечно благодарны ветеранам.
— Как готовился к олимпиаде, какие цели ставил?
— Приходилось много читать, решать много тестов, задач, участвовать в различных конкурсах — в общем набираться опыта. Первая цель — победить себя и дойти до конца олимпиады. А вторая — это поступить в вуз. Хотя с вузом я еще не определился. Призерам олимпиады предоставляются льготы: поступление по профилю в любой вуз страны вне конкурса либо зачисление ста баллов в ЕГЭ по истории, если ее необходимо сдавать. Так что шансы велики.
— Кто тебе помогал готовиться?
— Я благодарен моему учителю Виктории Васильевне Третьяковой, за то, что она сумела разбудить во мне интерес к истории. В том, что я стал серьезно заниматься этой наукой, полностью ее заслуга. Мне очень помогла поддержка со стороны дорогих мне людей: родителей, классного руководителя Елены Анатольевны Герасименко, учителя истории Марии Юрьевны Бородиной и друзей. Еще я хотел бы выразить благодарность учителю истории среднего звена Галине Павловне Бурлаковой.
— Как на олимпиаде оценивали участников?
— Каждый год все по-разному. На этот раз не более 45% участников должны быть призерами и 8% — победителями. В общем рейтинге в этом году из 9—11-х классов призерами стали 72 человека. Среди 11 классов я занял 24-е место из 93, а в общем зачете — 28-е. Каждый из трех туров проходил по три часа, в день по одному туру. Первый — теоретический, по всему курсу истории России, в нем было 15 заданий. Второй — исследовательский проект и сочинение-эссе, и третий — устное раскрытие темы на основе какого-либо исторического документа. В третьем туре я выбрал тему «Служба дворян при Петре I». Наиболее сложным мне показался второй тур.
— Какие были задания?
— Сейчас вспомню… У меня так бывает — не помню, что было вчера, зато хорошо помню, что было 500 лет назад. Ну вот, например, из самых сложных: выбрать из списка исторических деятелей фамилии родственников Ивана Калиты или расположить тексты исторических договоров в хронологической последовательности и назвать их. Или, к примеру, дается иностранная карта, на ней изображена Россия 1603 года. Нужно найти все имеющиеся на ней ошибки и назвать, к какому веку относятся те или иные границы. Еще давали список из 15—20 фамилий российских ученых, из них нужно было назвать тех, кто никогда не был членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Работы проверяли профессора из Смоленска и Москвы, из МГУ.
— Чем-то отличались участники из других городов от нас, дальневосточников?
— Молодежь такая же, как и у нас. Они неравнодушны к тому, что происходит вокруг них, им небезразлично отношение к окружающей действительности. Правда, москвичей сразу видно — они выделяются. не то чтобы модные, но сразу видно, что это столичные молодые люди. Кстати, из дальневосточников были призеры олимпиады — по одному человеку из Приморского края и Еврейской автономной области.
— Кто больше увлекается историей — юноши или девушки?
— Молодых людей, конечно, было больше. Может быть, потому, что история считается мужским предметом. Среди участников на 10 парней было примерно четыре девушки. Главным победителем, кстати, стала девушка из Москвы. Она выигрывала эту олимпиаду три года подряд.
— Если бы изобрели машину времени, то в каком времени ты бы хотел оказаться?
— В 17—18-м веке. В то время, когда слава русского оружия гремела по всему миру.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии