Спектакль по пьесе Андрея Макаенка «Трибунал» ознаменовался болезненным предчувствием неизъяснимой тревоги. Актовый зал погрузился в густой полумрак, зазвучала минорная томительная музыка. На сцене — интерьер русской избы — с печкой, кроватью на пружинах, лавками и дощатым столом. Весело и непринужденно суетится хозяйка дома Полина (исп. Яна Савина). То еду готовит, то шитьем-вязанием займется.
Вроде обычное мирное дело, а что-то все-таки не так. И верно — внезапно в полной темноте зазвучал голос диктора Левитана о начале немецко-фашистской агрессии, и мрак прорезали яркие лучи прожекторов, раздались грохот взрывов, крики умирающих людей.
— В пьесе этого нет, — говорит режиссер-постановщик Ирина Марченко, — там действие начинается зимой 1942 года, оно происходит в небольшой деревушке на Гомельщине, которая в этот момент оккупирована фашистами. Изменением начала спектакля мы хотели подчеркнуть разницу между счастливым мирным временем и ужасами войны...
Сюжет сразу увлекает зрителя, заставляет сопереживать героям спектакля. Вот в дом влетает веселый отец семейства Терешка по кличке Колобок, «настругавший» 12 детей (исп. Андрей Фролов), и приказывает срочно выставлять на стол самые вкусные вещи, какие есть дома, в связи с тем, что он только что выбран сельским старостой. А чествовать его будут начальник районной полиции (Степан Руденко) и комендант (Олег Храмов).
Жена и дети нового старосты в негодовании: трое его детей на фронте сражаются против фашистской нечисти, а отец, видите ли, продался немцам, пошел к ним во власть.
«Я ж не для себя стараюсь, — недоумевает Терешка, — ради вас стал начальником. Чтобы быть поближе к кормушке, жрать и пить за просто так!»
Становится ясно: уговорами хозяина семейства не сломить, укорам Полины и дочерей строптивый Терешка не поддастся. Последней каплей терпения становится пьяный загул нового старосты с представителями немецкого командования. Вдобавок палач Сыродоев, давно положивший глаз на невестку Терешки солдатку Надю, заявляет, что придет делить с ней ложе.
Полина в гневе принимает решение убить мужа. Дети гурьбой наваливаются на пьяного отца, сажают его в мешок и крепко связывают. Наиболее непримиримый во время проведения семейного суда-трибунала шестнадцатилетний сын старосты Володька (Максим Мананников) сразу же соглашается с предложением матери сегодня вечером утопить фашистскую гадину в проруби. «А я после этого пойду в лес искать партизан, — заявляет Володька, — надо всей семьей уходить к ним».
Приговор едва не привели в действие, но Терешка успел раскрыть жене тайну его прихода к немецкой власти. Он выполняет специальное задание партизан и не имеет права рассказать об этом членам семьи — боится, что они сболтнут. И тогда погибнут все.
Володька не верит отцу, уходит из дома и погибает при подрыве комендатуры. Спектакль закончен. В зале наступает полная тишина. Финал для зрителей совершенно неожиданный.
— Спектакль соединил два поколения, — рассказывает Ирина Марченко. — Роли взрослых играли бывшие выпускники АмГУ. Максим и Ольга еще школьники. Ребята сами выбрали эту пьесу. Великая Отечественная не забыта нашим народом. Успех на премьере был колоссальный. Нас буквально засыпали цветами — 8 ведер цветов я отнесла домой. Теперь мы размышляем, где бы нам еще показать наш спектакль.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии