С риском для жизни северяне вынуждены переправляться через опасные горные реки на небольших лодках. Причем заложниками ситуации стали и местные школьники — вчера на сдачу ЕГЭ их перевезли на лодках. В тонкостях жизни в изоляции разбирался корреспондент «АП».
Блог в помощь
Внимание на сложную ситуацию обратила одна из жительниц поселка Огоджа, написавшая о проблеме в блог губернатора Олега Кожемяко. «Чтобы добраться до нашего поселка из областного центра, необходимо проехать две переправы, — рассказала жительница Огоджи Наталья. — С переправой Февральск — Огоджа проблем нет, а вот с нашей, Огоджа — Коболдо, большие проблемы. Мы оторваны от всех уже около месяца, и еще неизвестно, когда теперь у нас будет связь с цивилизацией. У нас и так тут нет ни автобусов, ни самолетов, а теперь даже на машине никуда не уедешь».
«Не знаю, кто виноват, но в прошлом году паром не вытащили вовремя на берег, и сейчас он затоплен полностью», — подчеркнула в интернет-послании губернатору женщина. По факту обращения в блог региональные власти начали проверку, выясняя причины сложившейся ситуации.
Речной тупик
Как выяснилось, по закону отвечать за нормальное функционирование переправы, расположенной в 30 километрах от Огоджи, должны районные власти, которым и принадлежит паром. В районной администрации уверены — виной всему форс-мажор: осенью резко поднялся уровень воды, возникли неполадки с техникой, из-за чего паром так и остался в воде.
— В прошлом году мы не смогли вытащить переправу из реки на берег, так как техника вышла из строя, — рассказывает начальник отдела муниципального хозяйства и транспорта администрации Селемджинского района Алексей Старостин. — В итоге она на всю зиму осталась затопленной в реке. Сейчас мы ждем, когда уровень воды опустится, чтобы достать технику и отремонтировать.
В областном правительстве считают, что при грамотном подходе сложившейся ситуации можно было бы избежать. «Конечно, эта проблема возникла из-за недоработок. Не вытащенный своевременно понтон вмерз в лед, и весной, с подъемом уровня воды в реках, его затопило», — отметили в областном министерстве экономического развития, промышленности и транспорта.
Дать точный ответ на вопрос, когда заработает переправа, сейчас не может никто. Бригада МУП «Огоджа сервис», занимающаяся ее восстановлением, делает все, чтобы техника встала в строй как можно скорее. Вероятнее всего, это же предприятие будет обслуживать переправу нынешним летом. «Ситуация такова, какова она есть. Работы на переправе ведутся уже длительное время. Мы предполагали, что работы будет очень много, видели, в каком состоянии находится паром. Но люди работают, стараются запустить переправу быстрее. Это ведь нужно всем, и все в этом заинтересованы», — уверена Лариса Лучинович.
Связь с миром
Впрочем, для почти четырех сотен жителей поселка Огоджа транспортная блокада — явление вполне привычное. Добраться в населенный пункт и выбраться из него практически невозможно дважды в год — когда река встает с началом ледохода, а также во время обильных дождей. На сей раз село оказалось отрезанным от мира почти на месяц.
— Мы живем в таких условиях в такое время, — вздыхает глава администрации поселка Огоджа Лариса Лучинович. — Заметьте, аналогичная ситуация может случиться и летом — во время большой воды. В такие периоды, как сейчас, мы переправляемся через реку на лодках. Насколько это опасно? Риск всегда есть, но переправой занимаются опытные люди.
Затянувшийся ремонт действительно стал для огоджинцев неприятностью, но не неожиданностью. Предприниматели загодя завезли в село запас продуктов, поэтому голод огоджинцам не страшен. «Наши предприниматели знают о транспортных проблемах, поэтому на такие периоды стараются запастись продуктами. Да, что-то заканчивается, но полки в магазинах не пустуют», — подчеркивает глава поселка. Не стала проблемой и доставка пенсии — в мае ее через реку переправили на лодке.
Путь к знаниям
Вчера трое выпускников Огоджинской школы на лодке переправились через Селемджу и отправились сдавать ЕГЭ в район. Специально для этой ситуации в районной администрации был разработан план перевоза учеников: их одели в спасательные жилеты, детей сопровождали два школьных учителя и один ответственный за безопасность специалист. Родители по желанию могли проводить ребенка и вместе с ним переправиться на соседний берег.
— На днях я лично ездил в Огоджу, оценивал состояние дороги, осматривал переправу. В школе мы провели инструктаж, объяснили порядок переправки детей родителям, — рассказывает начальник районного отдела образования Валентин Ячный. — Со своей стороны мы сделали все, что могли. В токурской школе оборудовали спальные места на раскладушках, организовали питание. В аналогичных условиях будут и дети из других удаленных сел, которые также прибывают к нам для сдачи ЕГЭ.
Гилюй сорвал переправу
В похожей ситуации нынешней весной оказался и другой северный поселок — Береговой. Особенный ход вскрытия реки Гилюй привел к тому, что уже начавшую работать переправу разрушил ледоход. Паром сорвало с места и унесло на несколько километров вниз по течению. В течение месяца добраться в поселок можно было либо с помощью лодки, либо по воздуху — в поселок летает самолет Ан-2, в котором для жителей предусмотрено два места. Экстраординарная ситуация привела к тому, что на полках в магазинах остались практически только крупы и консервы. Однако в середине нынешней недели, по информации АП, переправа все же заработала. «Осложняет ситуацию то, что парому больше 30 лет, он проржавел и весь залатан. Другой проблемой является то, что собственником техники является прииск «Дамбуки», а сам паром находится в залоге. В связи с этим бюджет не может вкладывать деньги в ремонт, отсюда вытекает и невозможность решить проблему», — утверждает глава поселка Береговой Оксана Мочалова.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии