В середине мая Народное правительство Хэйхэ приняло закон, запрещающий торговцам не только навязчивый маркетинг, но и сами прикосновения к туристам. Соответствующие объявления на двух языках уже развешаны в торговых центрах Хэйхэ. В ходе последнего визита в Поднебесную решено было проверить работоспособность нововведения.
Угораздило же командировке случиться в тот самый единственный в году день, когда во всем Хэйхэ отключают электричество для плановых ремонтных работ. Жизнь в торговом городе, надо сказать, не остановилась: светофоры для местных водителей — не указ, таможенные терминалы, хорошие гостиницы и небольшие магазинчики спасались собственными генераторами или проникающим сквозь окна светом. Однако мекка охочих до ширпотреба амурчан — торговый центр «Хуафу» был открыт лишь частично: работали первый и цокольный этажи, а также отделы с отдельным входом.
До последнего надеясь, что просто не могу найти главный вход в торговый центр, я нарезал вокруг него круги. «Что надо, длуга?» — услышал я до боли знакомую фразу от молодой, прилично одетой китаянки. Выслушав, что мне нужно купить хотя бы носки, та стала уговаривать прогуляться до угла. Там, мол, фабрика, если много возьму — продадут, да еще и «дешиува». Не скажу, что она навязывалась, напротив — была мила и улыбалась, как в рекламе зубной пасты. За руку тоже не тянула. Пошел.
Не обманула. Всего за 15 юаней выбрал пять пар носков. В благодарность дал девушке три юаня, та искренне удивилась, но деньги взяла.
— Не, я этим не зарабатываю, просто сегодня мы закрыты, делать нечего, вот хоть знакомым покупателей вожу, — говорила, с трудом подбирая слова, китаянка, представившаяся Ирой. — Про закон не слышала, ну, наверное, не зря ввели — властям виднее.
На прощание Ира объяснила, как пройти в интернет-кафе, и даже предложила сопроводить до него — отказался. Да и визит в компьютерный клуб оказался бесполезным: полазать по всемирной паутине пускают при наличии паспорта, а мой обосновался на ресепшене гостиницы.
У входа в фастфуд «KFC» меня остановил китаец с большой сумкой. Смотри, говорит, что у меня есть, показывая массажер для головы и набор отверток. Бери, дешево, мол. На вопрос, почему он не работает внутри торгового центра, китаец, представившийся Сашей, ответил, мол, сильно бедный, нет пока такого оборота капитала. Однако предприимчивый продавец не терял надежды, взяв в оборот меня, этот самый капитал увеличить.
— А ты знаешь, что теперь закон запрещает к туристам на улице приставать? — говорю ему с вызовом.
— Не понимаю, — растерянно отвечает тот и в спешном порядке собирает разрекламированный товар в сумку.
Слышал ли Саша об этом законе, было неясно, однако то, что мои слова его напугали, было очевидно.
Закон о строгом запрете «навязчивого маркетинга» своих товаров и услуг, по идее, призван свести к минимуму конфликтные ситуации, которые часто случаются в торговом городе между нашими туристами и местными продавцами. Но мне, как одному из туристов, кажется, что о реализации нововведения никто как следует не подумал.
Во-первых, на телефоны местного оператора мобильной связи China Unicom (а в объявлении указаны именно номера сотовых телефонов) невозможно дозвониться с мобильников, зарегистрированных в сетях «большой тройки» России. И даже после ввода кода +86 звонок почему-то не проходит. Приобрести местную сим-карту можно только через третьи руки, да и нужна ли она ради однодневного визита — игра не стоит свеч. Во-вторых, как вести разговор, если звонок все же пройдет? Как говаривал Евгений Гришковец в одном из своих спектаклей: «Ну выучишь ты пару фраз из разговорника, ну произнесешь их, но ведь тебе же ответят...»
Закон — а точнее, объявления на красном фоне — скорее всего призван лишь внушить страх китайцам. Но даже если проблемы общения будут решены, неизвестно, будет ли толк. Нашему брату, во-первых, с детства внушают, что жаловаться — стыдно. Во-вторых, решить какой бы то ни было конфликт цивилизованным путем подогретая пивом «Харбин» русская кровь не дает. Ну а тезис «Русский народ всю землю от фашистов спас» почему-то всегда давал право вести себя за границей по-хамски тем, кто не имеет к этому спасению никакого отношения. Тем, из-за кого некоторым россиянам стыдно говорить, из какой они страны.
Мнение
Николай Кухаренко
Директор Института Конфуция БГПУ
— Поторговаться, заманить к своим рядам — это у всех восточных торговцев в генах заложено. Цену они почти всегда намеренно завышают, чтобы потом сбить. Если не торгуешься — ты их обижаешь. А если в сердцах вдруг обронишь фразу в духе «Да ты меня такими ценами на хлеб и воду сажаешь просто» — все, он удовлетворение получил и стоимость снизит, насколько это возможно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии