Вкусные хлеб, печенье и сдоба —стратегический секрет предприятия.Вкусные хлеб, печенье и сдоба —стратегический секрет предприятия.

В этом году министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области признало Октябрьское райпо лучшим в регионе предприятием бытового обслуживания. Секрет такой успешной работы выясняли корреспонденты АП.

Мода от райпо

Надежда Полканова и Елена Жилина в штате райпо всего четыре года. Закройщик, швея и несколько машинок — вот и весь состав небольшого швейного цеха. На жизнь мастерицы зарабатывают ремонтом и пошивом одежды. Без работы не сидят никогда, ведь они — единственное в райцентре швейное предприятие.

— После того как пять лет назад закрыли КБО, где мы проработали много лет, мы стали никому не нужны, — вспоминает Надежда Полканова. — Просидели дома полгода — тяжело. Пошли в райпо, попросились на работу. Вскоре был организован наш швейный цех. С тех пор мы здесь и трудимся.

Свои швеи на селе — дело нужное, говорят работницы цеха, хотя потребности у местного населения совсем не такие, как в городе. Если городские модницы шьют наряды из журналов и покупают одежду в торговых центрах, то здесь основной законодатель мод — Китай. Недорогую одежду привозят предприниматели, и селяне расхватывают юбки, брюки, блузки. Вот только сидит такой «костюмчик» не всегда. Здесь и приходят на помощь швеи. Подогнать по фигуре, укоротить или надставить, починить или поправить разошедшийся шов — от подобных заказов обычно отбоя нет. А если паузы все-таки случаются, то мастерицы шьют постельное белье, мужские трусы и ситцевые халаты, которые продаются здесь же, в магазинах райпо.

Почти с нуля

Изучить спрос населения и внедрить очередную новинку в ассортимент товаров и обслуживание — сегодня такую роскошь правление потребительского общества может себе позволить. Еще 10 лет назад предприятию приходилось выживать, по крохам нарабатывая все то, что сегодня имеет. Кооперативное предприятие было создано еще в 1937 году.

Однако его новейшая история началась в 97-м, когда в почти похороненном райпо сменился совет и группа энтузиастов развернула в селе кипучую деятельность.

— В 97-м, когда собрался наш нынешний коллектив, предприятие практически развалилось, — вспоминает председатель совета октябрьского райпо Ольга Дяк. — Осталось пять захудалых торговых точек, производства не было. Да и торговать нечем было: в гастрономе полки пустые, покупателей нет, продавцы семечки щелкают от скуки. Посмотрели на это и стали пытаться возродить хотя бы торговлю.

Год ушел на восстановление связей с поставщиками, на «отвоевывание» принадлежащих предприятию помещений. Зарплаты практически не видели, но и кредитов не брали.

Торговые точки старались открыть там, где только это было возможно: заезжали в заброшенные детские сады и клубы, ремонтировали своими силами. Все, что зарабатывали, вкладывали в развитие торговли, и уже через год райпо стало не только торговым, но и производственным предприятием.

В старом цехе на старом оборудовании испекли первый хлеб, потом булочки, потом — первые пряники и печенье. Реанимировали коптильный цех, пустили «столярку», открыли столовую.

— Общепит сейчас у нас — самое доходное подразделение, — отмечает Ольга Александровна. — А тогда, помню, чуть ли не скоморохами людей заманивали, устраивали развлекательные массовые мероприятия для детей, а посуду из дома несли, потому что не хватало. В общем, было непросто, но не сдавались.

Папоротник-кормилец

Заготовка сельхозпродукции — еще одно направление работы. Селяне всегда уверены, что им есть куда сдать мясо или овощи. Однако к работе и в этой сфере в райпо подошли творчески. Визитной карточкой предприятия стал папоротник. В последнюю неделю мая в районе проводится целая продовольственная кампания. Райпо отправляется на сбор дальневосточного дикорастущего деликатеса. Сама же председатель на несколько дней превращается в полевого бригадира.

— Папоротник — это очень вкусно и выгодно, — говорит Ольга Дяк. — Солим его в бочках — обычно прямо на поле. Потом весь год продаем, и не только у себя в районе. Наш папоротник даже тындинцы едят. В прошлом году реализовали тонну этого полезного продукта.

Разжиться деньгами во время сбора могут и простые жители. За мешок свежесобранного растения платят 500 рублей. Так что те, кто не ленятся, могут с пользой для себя поучаствовать в заготовке.

Молодо — прибыльно

Одно из самых молодых подразделений — цех полуфабрикатов. Он работает только три года, и за последний год впечатлил показателями. Прирост производства составил 120%.

Кипит работа в кондитерском цехе. Здесь объем продукции по сравнению с прошлым годом также увеличился вдвое. Всего работники цеха выпекают более 40 видов сладких изделий и говорят, что становится тесновато — количество заявок постоянно растет.

— За день в районе съедается по 300 килограммов наших пряников да по 100 килограммов печенья, — рассказывает технолог предприятия Анна Белан. — Сейчас еще хачапури стали пользоваться спросом. Как приходим с утра, первым делом их выпекаем. А так можем делать все, и девчата у нас умницы.

Коптильщикам тоже есть чем похвастаться, говорят работники райпо. Правда, попасть в цех нам не удалось — день был не коптильный.

Однако председатель рассказала, что в ближайшем будущем и здесь появится технологическая новинка: селедка в вакууме. Для того чтобы стартовать с новой продукцией, на производстве уже все готово.

Управлять таким большим хозяйством непросто, но можно, уверена Ольга Дяк. А секрет успеха, по ее словам, несложен: не воровать у самих себя и не бояться работы.

Мнение

Николай Корбанев, председатель совета Амурского областного союза потребительских обществ:

— Из 20 обществ потребительской кооперации, действующих на территории Амурской области, 14 расположены в районах. Эффективность их работы напрямую зависит от уровня жизни населения, спроса на товары и услуги. Но немалую роль играет и фактор грамотного руководства. Наиболее успешные ПО, действующие в Октябрьском, Михайловском, Свободненском, Архаринском районах, как правило, имеют сильную, слаженную команду. К началу этого года все они пришли с хорошими показателями, с хорошим приростом торговли. В целом вся система работает рентабельно, но доходы наши невеликие. Если оценивать в целом рентабельность кооперации, то она чуть выше 1%. Мы ведь должны придерживаться минимальной наценки, чтобы товары и услуги были доступны для людей. Многим потребительским обществам до сих пор приходится преодолевать последствия периода 90-х, когда все разваливалось. Кроме того, из-за кризиса в прошлом году большинство обществ не показали общего прироста, однако по отдельным направлениям деятельности результат все равно был положительный.

Цифры

9,5 тысячи рублей — средняя зарплата работника Октябрьского райпо

1,2 тонны хлеба производит в сутки пекарня

36 торговых точек имеет райпо в районе

30 процентов от общего товарооборота района приходится на потребкооперацию

3,8 тонны копченой рыбы произвели в коптильном цехе с начала 2010 года

40 новых блюд для столовой разработал технолог райпо в прошлом году

Возрастная категория материалов: 18+