Для испытаний беспилотных самолетов нашей тайгой управление лесного хозяйства пригласило в Приамурье коллег из Московской области. За работой новых технологий в небе и на земле наблюдал и корреспондент АП.
На испытаниях беспилотного комплекса ZALA421-04M, которые проходили в аэропорту Свободного, был аншлаг. Посмотреть на работу чудо-техники съехались представители управления лесного хозяйства, МЧС, УВД, свободненские пожарные и охотоведы. На Дальнем Востоке подобные комплексы по мониторингу лесных пожаров пока не применяются — Амурская область первой решила изучить этот опыт.
— В России аппараты данного класса используются уже около трех лет, — объясняет сотрудник Авиалесоохраны Московской области с 30-летним стажем заслуженный лесовод России Александр Морозов. — В настоящее время мы проводим испытания по применению беспилотных систем для различных нужд лесного хозяйства. Есть опыт работы в нескольких регионах по обнаружению крупных пожаров и мест незаконных рубок леса. Но за Уралом мы впервые.
ZALA421-04M представляет собой беспилотный комплекс малого класса (до 20 кг) и помещается в нескольких чемоданах. Время приведения комплекса в боевую готовность — 5—10 минут. Для повышения мобильности наземная станция управления беспилотником (НСУ) может устанавливаться в микроавтобусе или другом транспортном средстве. В полевых условиях для питания НСУ используется бензиновый генератор, двигателем летательного аппарата служит электромотор. Вес подготовленного к полету мини-самолета не превышает 6 килограммов, «размах крыльев» — около полутора метров. Чтобы управлять комплексом, необходимы два оператора. В зависимости от комплектации цена беспилотного комплекса колеблется от 3 до 5 миллионов рублей, причем в эту сумму входит стоимость обучения специалистов.
— Для своих целей такие комплексы приобретают органы МВД и ФСБ, аппараты данного класса будут использоваться для охраны олимпийских объектов в Сочи, — говорят специалисты.
Принцип работы системы прост: перед запуском через наземную станцию управления летательному аппарату задается определенная компьютерная программа, после чего установку запускают в небо. Выполнив задачу, летательный аппарат на автопилоте или управляемый оператором садится с помощью парашюта в заранее заданную точку.
В комплектацию комплекса входит несколько видов фото- и видеокамер, в том числе тепловизор стоимостью 600 тысяч рублей. Аппарат может качественно передавать видеосигнал на наземную станцию в радиусе полета от 15 до 25 километров, в зависимости от мощности антенны и рельефа местности. В процессе патрулирования на экране наземной станции можно видеть картинку в режиме реального времени. Сюрпризом для преимущественно мужского коллектива управления лесоохраны стал приятный женский голос, озвучивающий из динамиков скорость ветра, длительность полета и другие данные.
Для пилотирования аппарата используется GPS-навигация. Оптимальная высота работы мини-самолета — до 1000 метров, причем на высоте 300 метров он практически бесшумен, что очень важно при поиске браконьеров и нелегальных лесорубов. Максимальная скорость полета — до 150 километров в час. Правда, аппарат запрещено использовать в ливень, снегопад и туман, а также при температуре выше 40 градусов и ниже 30.
После запуска все присутствующие стали свидетелями авиамониторинга: на специально установленном экране проецировалась картинка с наземной станции. В процессе полета аппарат передал видеоизображение действующего пожара в районе села Дубовка, которое находится в семи километрах от места запуска, осмотрел места предполагаемой нелегальной вырубки, после чего благополучно приземлился в 50 метрах от наземной станции управления. В воздухе аппарат провел около полутора часов.
— Как ноу-хау это полезное оборудование. Среди несомненных плюсов можно отметить минимальный человеческий фактор, — поделился впечатлениями зам-начальника управления оперативного реагирования ГУ МЧС России по Амурской области Роман Пономаренко. — Смущает его цена, однако, с другой стороны, запуск аппарата не требует никаких затрат, так что он вполне может окупиться. Еще хотелось бы, чтобы для данных моделей увеличился радиус радиопередачи.
По словам замначальника управления лесного хозяйства области Геннадия Шишкова, вопрос о приобретении беспилотного комплекса решится в ближайшее время.
— Будет проводиться детальный анализ по площади использования, по точности координат и так далее. Так как мы пытаемся внедрять самые современные, эффективные и малозатратные методы работы по борьбе с лесными пожарами, просчитать целесообразность этого приобретения очень важно, — отметил Геннадий Шишков.
Десант без работы не останется
Сегодня противопожарное авиапатрулирование в Амурской области осуществляется с помощью самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8. Однако такая система довольно затратна — вылет одного Ан-2 обходится лесоохране в 50 тысяч рублей. Также для обнаружения лесных пожаров используется спутниковый мониторинг, правда этот способ недостаточно эффективен, так как не позволяет фиксировать пожары на ранних стадиях возгорания. Нельзя сказать, что беспилотные системы смогут заменить экипажи десантников и космический мониторинг, но все эти методы в комплексе, по мнению специалистов, позволят осуществлять максимально эффективную противопожарную деятельность. Поэтому без работы никто не останется.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии