Сны во сне
Дом Кобб (Леонардо ди Каприо) — талантливый вор, вот только ворует он не совсем обычные вещи, а идеи из снов. В последнем задании он и его команда провалились, но в результате получили еще одно дело — самое сложное в карьере. Внедрить идею, а не изъять. Внедрить в сон мысль сыну умирающего бизнесмена о развале компании своего отца. В обмен на удачное исполнение задания Кобб получит возможность въехать в США, к своим детям, куда государством ему путь заказан.
Собственно, это все, что нужно рассказывать о фильме «Начало» в качестве краткой аннотации. Новую работу режиссера «Темного рыцаря» окрестили культовой еще до выхода. Правда, было неясно, почему, поскольку сюжет фильма держался в строжайшем секрете. Фильм о снах и о том, что окружающий мир не такой реальный, как кажется. Это уже по меньшей мере интересно, хоть и не ново. Достаточно вспомнить ту же «Матрицу» или «Темный город». Сюда можно даже приплести недавний «Остров проклятых» опять с Ди Каприо. Нолан, конечно, смотрел первые два фильмы, а свое собственное видение он создал с оглядкой на свои собственные работы: такие, как «Помни» и «Темный рыцарь».
Из первого он взял прогулку по закоулкам памяти, а из второго — саму атмосферу и тягучесть повествования. Но в «Бэтмэне» Нолан пытался втиснуть целую линию современного криминала, отношений, проблемы выбора, а также проблему уставшего человека. «Начало» же в этом плане выгодно отличается, так как фильм, несмотря на кажущуюся сложность, все же довольно простой для восприятия обычным зрителем, если этот самый зритель не отвлекается по сторонам. Погрузив свою историю о талантливых и харизматичных героях в очень красивую обертку под названием «мир снов», в дальнейшем расширяющуюся до уровня «снов во сне», «снов во сне сна» и так далее, режиссер стал постепенно объяснять, что куда, зачем и почему идет. И рядом с таким талантливым гидом зрителю будет сложно заблудиться в лабиринте «Начала».
Четвертый уровень
Разумеется, в фильме для нас режиссер устраивает полноценную прогулку не в первом уровне сна, как обычно делают это Ди Каприо и его друг Артур (Джозеф Гордон-Левитт), а сразу на несколько порядков глубже. Смотреть за этим очень интересно, хоть и может возникнуть ощущение несопоставимости. В каждом из следующих уровней снов время течет медленней, чем в предыдущем. Но все же наблюдается некая нереальность от того, что объявленные свыше две минуты продолжаются целых 10, а то и 15 (момент с Артуром в отеле). А уровнем выше это выглядит как сверхзамедленный повтор на чемпионате мира по футболу в ЮАР. По истечении определенного количества времени это может надоесть. Однако все остальное стирает этот для кого-то существенный недостаток. Прекрасные и необычные спецэффекты, коих не так много, радуют глаз. Экшн в фильме на относительно высоком уровне, но создатель с легкостью может возразить, что «Начало» позиционировалось как модное нынче понятие –– научно-фантастический триллер. Не экшн, а именно триллер. Для Нолана понятие триллер словно родное, все его фильмы сразу или позже начинают характеризовать как триллеры.
Многие упустили из виду, что в таком явлении, как триллер, совершенно точно отсутствуют элементы фильма ужасов. И набросились на режиссера с криками –– почему сны такие прозаичные, ни капли не мистические. Мистикой с натяжкой можно назвать постоянное появление одного из воспоминаний героя, не больше. В качестве примера приводилась «Клетка» с Дженнифер Лопез. Ведь где еще, как не во сне развернуть битву между мутантами, чудовищами и каким-нибудь слабым человеком. Но сценарный замысел Нолана не простирался так далеко. От этого «Начало» выглядит таким стильным и прилизанным, как его главные герои.
«Начало» — мистический и нереальный фильм, но он получился настолько реальным в своей сущности, что уже неясно, какую дверь режиссер откроет в следующий раз — если даже мир снов у него выглядит как реальный мир. Конечно, эффекты с гравитацией, падением с небоскреба, взметнувшейся половиной города, которая запечатлена на плакатах, — это все нереальность от и до. Но сам фильм получился тем не менее живым и где-то даже трогательным, если вспомнить отношения Кобба с детьми и женой. Чистейший пост-панк, который тем не менее в некоторых моментах включает драму. Ведь Кобб затевает всю эту операцию только ради одного — быть рядом со своими детьми, зачем туда полезли остальные — не ясно. Просто помочь? Довольно сомнительно, учитывая, что они знали, что их ждет.
Вопрос без ответа
В таких фильмах, как «Начало», просто необходимы две вещи — хороший актерский состав и вменяемая концовка. Актерский ансамбль Нолан собрал просто прекрасный. Несмотря на то что Ди Каприо уже давно не снимался в блокбастерах, у него это получилось все равно блестяще. В настоящих суперзвезд выросли Джозеф Гордон-Левитт («500 дней лета») и Эллен Пейдж («Джуно»). мало того, что Левитт невероятно похож на Хита Леджера, он еще и имеет все шансы получить роль в последнем фильме-трилогии о Бэтмэне. Прошел слух, что он претендует на роль Загадочника, которого когда-то сыграл Джим Кэрри. Кен Ватанабе, Майкл Кейн, Силиан Мерфи уже работали с режиссером, а потому их талант ему давно знаком.
Что же касается финала, то он вызвал наиболее противоречивые чувства у тех, кто фильм посмотрел. Безусловно, двоякая концовка — это интересный ход, но зрителям довольно часто в последнее время подкидывают подобное. Поразмыслить, так сказать. Все это вызывает массу споров. С другой стороны, это забавно, поскольку все переворачивается с ног на голову. Нолану, конечно, никто не посоветует уже, что надо было сделать именно так, а не иначе, и, по правде говоря, жаль. Хотелось чтоб «Начало» закончилось логично. Если данное понятие применимо к этому фильму.
«Начало» не перевернуло мир, хотя многие считали, что именно так и будет. Нолан не показал чего-то сверхъестественного в созданном самим собой мире снов. Он даже брал некоторые идеи у других, повторял сам себя. Выходил из этого лабиринта, снова попадал туда. Хотя ему задолго до выхода фильма было известно, какая в большинстве своем будет реакция на его новый шедевр. Положительная. А потому он снимал, как бы это ни кощунственно звучало по отношению к фильму за 160 миллионов долларов, — авторское кино. Именно авторский фильм, замысел которого режиссер вынашивал 10 лет. Что получилось — решать каждому. «Начало» не только главный фильм года, но и самый спорный. Взять «Оскара» по всем главным номинациям ему, конечно, не светит, но, сдается, Нолану это и не нужно. На данный момент он король мира, а «Начало» пока что лучший громкий релиз последних лет. Учитывая, что с каждым новым фильмом режиссер поднимает планку все выше и выше, остается только жалеть, что третий «Бэтмэн» выйдет лишь через два года.
Премьеры августа
«Одноклассники». С 5 августа
Новый фильм с Адамом Сэндлером собрал очень неплохую кассу в США, чего с актером уже давно не случалось. Вот только с критикой дела обстоят просто отвратительно. Вполне возможно, потому, что в фильме присутствует слишком много шуточек ниже пояса, что вполне в духе Сэндлера. Как несложно понять из названия, фильм о людях, сидевших за одной партой. Спустя 30 лет они все встречаются на празднике и меряются своими достоинствами и успехами. В фильме собрался очень приличный (для комедийного фильма) актерский состав: Крис Рок, Сальма Хайек, Мария Бэлло, Кевин Джеймс и Роб Шнайдер. Возможно, с этим фильмом Адаму удастся подправить свою загубленную такими фильмами, как «Не шутите с Зоханом» и «Пожарная свадьба», карьеру.
«Неудержимые». С 12 августа
Настоящее мужское кино — как нам обещают прокатчики. И правда, сложно ожидать от фильма с лозунгом «выбери себе пушку» — чего-то другого. Да еще и с такими героями боевиков, как Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер (правда — в эпизодах), Брюс Уиллис, Джейсон Стэтэм и Дольф Лундгрен. Сюжет у фильма весьма простой: кучу крутых парней отправляют в горячую точку, чтобы они уничтожили местного диктатора. Что должно вызвать это кино кроме ностальгии, пока еще не понятно, но это не отменяет того, что проект должен получиться очень любопытным. Зная, какое «мясо» любит временами устраивать Сталлоне (а он режиссер), можно не сомневаться: бывалые любители боевиков останутся довольными.
«Шаг вперед. 3D». С 12 августа
Скорее всего, именно этот фильм сможет побить рекорд «Аватара» по сборам, а также по качеству трехмерной картинки. Легендарный «Шаг вперед» превращается в трилогию. Абсолютно гениальный и непредсказуемый сюжет: у танцевальной команды украли номер, и им надо что-то придумать за день до выступления. На помощь приходят одноклассники героя. Так как у фильма, скорее всего, будет неожиданная концовка, то смотреть его придется на одном дыхании. И никому не надоевший эффект 3-D, слепленный за пару недель, сможет подстегнуть зрительский интерес. А потому констатируем: легендарный Джеймс Кэмерон, твой «Аватар» — шаг назад.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии