— Константин Александрович, как выглядит рынок яйца в Приамурье?
— Мы закрываем примерно 60 процентов потребления яйца в Амурской области. Остальную часть — Николаевская фабрика Бурейского района, небольшая частная птицефабрика Свободненского района и плюс привозная продукция. Если говорить о нашем производстве, то в Приамурье остается примерно 80 процентов производимого нами яйца. И примерно процентов 20 идет нашим соседям: Хабаровский и Приморский края, Сахалин и Якутия.
— Как я понимаю, яичный бизнес сильно зависит от сезона.
— Да, в зависимости от сезона меняется цена. Мы стараемся увеличить объем продукции к Новому году и Пасхе, а в летний период увеличиваем количество молодой птицы и уменьшаем количество промышленной. Соответственно, летом объем производства уменьшается, а осенью — увеличивается.
— Цена осенью так же, как правило, растет?
— Не всегда. Дело в том, что на ценообразование влияют несколько факторов. Основных два: себестоимость продукции и ситуация на рынке. Себестоимость, как правило, увеличивается из-за роста инфляции, дорожают энергоносители, растет заработная плата. Влияют материальные ресурсы — металл, ГСМ, стройматериалы, увеличение закупки и родительского стада птицы. Мы приобретаем птицу с госплемптицезаводов. И один из основных факторов — это кормовая база. Она заключается в зерновых и бобовых культурах. Поэтому, соответственно, увеличение цены на зерно и на бобы ведет за собой увеличение себестоимости.
— А по поводу ситуации на рынке?
— Есть факторы макроэкономические, которые для потребителя не заметны, но фактически они также влияют на стоимость яйца в области. Например, когда в западные регионы России ввозят белорусское яйцо, соответственно, сибирские фабрики уменьшают поставки на запад и перенаправляют часть своей продукции на восток. Идет насыщение рынка и снижение цены. Опять же играет роль и модернизация птицефабрик: в масштабах Дальнего Востока у нас одна из крупнейших фабрик, а в масштабах страны мы — середнячки.
Есть крупные птицефабрики в средней полосе России, которые в рамках программы господдержки ведут модернизацию, соответственно в разы увеличивается их производственная мощность. Например, наша фабрика изначально строилась под выпуск до 60 миллионов яиц в год. Сегодня мы выпускаем 130 миллионов яиц в год. За счет новых технологий и нового оборудования мы смогли увеличить ее потенциал в два раза. Соответственно, такой же процесс идет на других предприятиях: они увеличивают объем — цена на рынке снижается.
Поэтому рынок наш достаточно конкурентный. Естественно, приходится выживать. Например, сибирские производители, сохраняя цену у себя на рынке, отправляют по демпинговым ценам яйцо в другие субъекты, в частности, на Дальний Восток. Соответственно, этим они в некоторой степени рушат наш рынок.
— Давно такая практика появилась?
— Она всегда была. Просто если раньше никто маркетинговые исследования не проводил, то сегодня мы к этой ситуации подходим более внимательно. Конечно, яйцо поступает из Сибири разное. К примеру, мы производим яйцо и реализуем его в течение недели как диетическое. Сибирское же яйцо только транспортируется к нам неделю, а вместе с получением всех необходимых для продажи документов — две недели. При этом срок реализации яйца — три недели.
— Из каких регионов к нам везут яйцо?
— Алтай, Новосибирск, Иркутск. Везут в основном частные предприниматели.
— Какой объем продукции поступает из других регионов?
— В целом, немного. Но дело в том, что продовольственный рынок своеобразный и отличается от рынка автомобилей или стройматериалов. Есть объем рынка, колебание на пять процентов в сторону увеличения объемов поставленной продукции может снизить цену более чем на 20 процентов. Так как яйцо скоропортящийся продукт, то предприятию нужно либо его быстро продать, либо потом утилизировать. Поэтому идет резкое удешевление. И в то же время нехватка продуктов вызывает искусственный ажиотаж — идет увеличение спроса и цены. То есть порой не хватает 2—3 процента, а стоимость увеличивается на 15—20 процентов.
Мы со своей стороны стараемся держать стабильную цену. Для нас скачки в большую или меньшую сторону неблагоприятно действуют на наше производство. Нет плановой экономики, трудно работать с клиентской базой. Поэтому мы стараемся сглаживать эти пики: не поднимать цену резко и не опускать резко — выдерживать среднюю. Благодаря тому, что мы являемся одним из основных производителей в регионе, нам это удается — сглаживать эти пики.
— Но колебания есть?
— Если в процентном соотношении, то, сравнивая прошлый год и нынешний, цена осталась практически на одном уровне, поднялась на несколько процентов. При этом ситуация на рынке, в производстве заметно отличается от прошлогодней. И в первую очередь по кормам — по их наличию и стоимости.
— Области хватает кормов или нет?
— Что касается нашего региона, то по бобовым культурам все идет планово и благоприятно. То есть белка у нас должно хватить. Хотя рост цены может произойти после окончания уборки в России сои и подсолнечника. Что касается зерновых, то мы слышим, что у нас есть запас зерновых, есть госрезерв. Но, тем не менее, цена на зерновые поднимается. Насколько она вырастет, сказать сложно. Но тенденция к росту есть.
— Амурские производители сейчас готовы продать фуражное зерно по шесть рублей за килограмм, при этом переработка готова купить его только по пять рублей. Как здесь быть, ведь вам постоянно нужно зерно. Кур ведь на диету не посадишь.
— Мы находим компромиссные варианты в ценовой политике с хозяйствами, с которыми работаем не один год. У нас есть и собственное хозяйство, которое также занимается выращиванием зерновых и бобовых. То есть мы пользуемся и собственными ресурсами и следим за рынком: мониторим ценообразование в Восточной Сибири. Ожидаем планируемого снижения тарифов на перевозку зерновых. В этой ситуации у нас переходящий запас около двух месяцев. Мы немного пополняем его, стараемся держать запас не менее чем на месяц и следим за рынком.
— Тенденция к повышению стоимости есть, и цена повышается практически на рубль. Но яйцо ведь на столько не подорожало, хотя корма занимают до 60 процентов в стоимости яйца.
— Ситуация на рынке сильно меняется, и иной раз не всегда даже заметно, какие факторы влияют на изменение цены. Недавно мы проводили подробный анализ по поставкам необходимых материалов. Один из негативных факторов: увеличение стоимости тары за последние полгода более чем на 50 процентов. Причем мы покупаем упаковку не у одного, а у четверых поставщиков. Естественно, все это ложится на себестоимость. По логике наши шаги должны быть такие: упаковка, зерно, энергоносители подорожали — и мы должны повысить цену на 20—25 процентов. Но реально рынок не дает это сделать, потому что цена растет медленнее, с запозданием. Возможно, она потом и догонит. Но на это нужно какое-то время.
— Но фактически вы меньше стали зарабатывать и сами себя зажимаете?
— Животноводство считается достаточно сложной отраслью, требующей господдержки. Это очень инертная сфера. К примеру, выпуская стройматериалы, можно в тяжелые времена остановить завод, перейти на минимальные издержки, а когда ситуация выправилась, завод снова запустили и начали выпуск продукции. В животноводстве так сделать нельзя. У нас на фабрике 700 тысяч птиц, это почти население Амурской области. Их в отпуск не распустишь. Есть периоды, когда птицефабрика работает в убыток, потому что ее не остановишь — это предприятие беспрерывного цикла. А потом нивелировать убытки предпраздничным ажиотажем или государственной поддержкой.
— Будет ли цена расти или нет?
— Даже прогнозировать это сложно. Два года назад стоимость десятка яиц в праздник была около 41 рубля, сейчас мы говорим об отпускной цене в 36—37 рублей. То есть за два года, если исходить даже из показателя инфляции, стоимость должна быть около 48 рублей. Но она сегодня ниже. Поэтому будет ли дорожать продукция и насколько быстро, в нынешних условиях сказать очень сложно. Не сформировалась цена на зерно, не сформировалась цена на бобовые, не известно, на сколько вырастут энерготарифы. Свой отпечаток на все наложит и рынок. Поэтому не нужно будоражить население, что будет какой-то резкий рост цены. Можно говорить, что в рамках инфляции подъем ожидается.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии