Аппарат, помещающийся в ладони, заключил в себя целый мир — это и общение с друзьями, родными, коллегами, это и экстренная связь со службами спасения, милицией, скорой помощью. А уж для молодежи это даже не мир, а вселенная — с музыкой, видео, Интернетом. Но что таит в себе этот источник общения и развлечения? Насколько он безопасен, можно ли им пользоваться детям и подросткам в той мере, в какой призывают сотовые компании мира? Об этом нашему корреспонденту рассказал кандидат биологических наук, заведующий лабораторией радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений Федерального медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна ФМБА России Олег Григорьев.
Эксперимент на яйцах и детях
— Олег Александрович, так случилось, что мнения о безопасности сотовой связи разделились на полярные. Одни считают, что мобильные телефоны абсолютно безвредны, другие — что страшно вредны. Где истина?
— Вредны не телефоны, а их электромагнитные излучения. И сотовые, и беспроводные телефоны надо отнести к потенциально вредным для здоровья источникам излучений.
Ведь в чем специфика электромагнитных полей, которые излучают сотовые телефоны? Они облучают головной мозг — основной орган, который делает нас людьми, который регулирует всю нашу жизнь и деятельность. Он, как и вся нервная система, чрезвычайно чувствителен к электромагнитным полям. При работе телефона происходит облучение мозга — причем мозг находится в ближней зоне электромагнитного излучения антенны телефона. Это очень тяжелые условия воздействия. На первом этапе излучение приводит к изменению работы мозга — уже через 30 секунд на энцефалограмме видно изменение ритмов мозговой деятельности. Человек может ощущать в голове тяжесть, возникает невыраженная головная боль. Со временем происходят нейродегенеративные расстройства: нарушается сон, ухудшается кратковременная память… У человека снижаются способности к обучению, возможно даже изменение в восприятии мира. Но все это происходит не сразу, а постепенно, вызывая так называемый «отложенный эффект».
— А проводились ли какие-то эксперименты, которые доказывают вред сотовой связи? Например, с животными, с участием добровольцев?
— Мы ставили эксперимент с куриными эмбрионами. Закладывались яйца в инкубатор, опытная группа облучалась сотовым телефоном, и результаты сравнивались с контрольной группой. Смертность у облученных эмбрионов поднялась до 30 процентов. А в контрольной группе она была в пределах нормы — не превышала пяти процентов. Что касается людей — еще в советские времена была проведена работа на Украине, которая доказывает влияние электромагнитных излучений на формирование мозга и на его возможности. Ученые изучали состояние здоровья детей, проживающих вблизи радиостанций, там, где были электромагнитные поля, но они не превышали допустимый уровень. Брали школу рядом со станцией и контрольную. И в течение нескольких лет наблюдали за детьми. Тогда были сделаны выводы, что даже при очень небольших интенсивностях, не превышающих еще те, советские санитарные нормы, которые были в десять раз жестче, чем сейчас, у детей начинает с изменениями развиваться центральная нервная система.
— В чем это проявляется?
— В ухудшении способности к получению образования. То есть они учились хуже, прочность знаний у них была ниже. Такие простые вещи, как письмо, — даже здесь была огромная разница в количестве помарок, ошибок. Дети были такими же — например, по сердечно-сосудистой системе они практически не отличались. То есть в основном все воздействие оказывается на мозг и нервную систему. Одно дело, когда у человека, например, вырастает третья рука, это очевидная патология. А если человек, извините, немножко дурачок — скажут: ну, мало ли какие на это могут быть причины…
Голова — антенна
— А у вас есть телефон?
— Есть. Но есть и средство защиты — наушники. Они принципиально меняют ситуацию. С их помощью вы убираете телефон от мозга на полметра. Тем самым вы разорвали электродинамическую связь. Как проектируют телефон? Когда разрабатывают аппарат и антенну — обязательно учитывается наличие головы. При проектировании голова берется в расчет как некий элемент антенны.
— Это даже звучит страшно!
— Для пользователя — страшно, а для любого инженера, радиофизика это известный и понятный факт. И две трети излучаемой телефоном энергии «оседает» в голове. В основном она тратится на то, чтобы обеспечить связь с базовой станцией. А когда вы разрываете электродинамическую связь — голова у вас перестает быть элементом антенны, она перестает поглощать это невероятное количество энергии, и тем самым вы принципиально снижаете свою дозовую нагрузку.
— А что важнее при выборе телефона: модель или оператор?
— Модель не важна, оператор — да. Почему? Сейчас все телефоны имеют возможность динамической настройки: они выходят на максимальный сигнал только в момент установления связи либо когда связь не очень качественная. И дальше, в зависимости от качества связи, сбрасывают до десяти, до пятидесяти, до семидесяти процентов мощности. Чем стабильнее сеть — тем лучше.
— У молодежи сейчас новые телефоны — всевозможные 3G, 4G… Можно ли сказать, что чем навороченнее телефон, тем он безопаснее?
— Многое зависит от того, как этот телефон используется. Если для выхода в Интернет — то куда ни шло… А если для разговора и все время находится возле головы, это, думаю, может сильно испортить жизнь. Но серьезное изучение стандартов 3G, 4G, по сути, еще не начиналось. То есть тут мы явно играем с огнем.
Минздрав не рекомендует!
— Боюсь, что даже после нашей публикации никто не понесет выбрасывать телефон на свалку.
— И не надо выбрасывать. Хотя есть люди, которые телефоны в руки не берут.
— У вас есть такие знакомые?
— Да, у меня есть знакомый, который не пользуется ни телефоном, ни СВЧ-печью, ни другими подобными устройствами. Это французский ученый, который тоже занимается этими проблемами. Причем он не биолог, а радиотехник. И он принципиально от всего этого отказался. А еще у нас был один эксперимент: мы проверяли реакцию иммунной системы на облучение мобильным телефоном. Получили сыворотку и отправили в институт иммунологии. Женщина-доктор, которая проводила исследование материала, когда узнала, отчего произошли выявленные ею изменения, сказала, что больше телефоном пользоваться никогда в жизни не будет…
— Почему в Европе говорят, что детям и подросткам пользоваться мобильными телефонами нельзя, а у нас об этом молчат?
— У нас тоже говорят! Первый раз мы сказали об этом на заседании российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений — это было в 2001 году. В 2003 году это было внесено в санитарные нормы — это документ, который дает юридические основания для такого ограничения. Там написано: «Не рекомендуется использовать сотовые телефоны детям до 18 лет и беременным женщинам». Это совершенно четкая формулировка: не рекомендуется!
— Но ведь это невозможно представить, что беременная женщина заходит в салон связи, а ей говорят: «Вам не рекомендуется!» Может, если уже провели аналогию с сигаретами, и на каждом телефоне писать: «Минздрав не рекомендует!»?
— Оборот в этом бизнесе — сотни миллиардов долларов. Они сделали две всемирных ассоциации, которые занимаются лоббированием принципа безопасности сотовой связи. Только лоббированием! На это тратятся колоссальные деньги! Поэтому взять и написать такие слова на телефонах просто невозможно! Когда мы года три назад принимали первое решение по детям — с перспективой, чтобы им запретить пользоваться сотовыми телефонами, — провели анализ того, какими будут ожидаемые последствия, опубликовали. Недели через две-три к нам приехали от «Моторолла», «Нокиа» и прочие — пять или шесть представителей компаний. Было беспрецедентное давление! Потому что мы рушим их бизнес-процесс. Карл Маркс сказал, что за 300 процентов прибыли идут на любые преступления. Поэтому на телефонах, я думаю, не будет ничего написано…
Возьмите Великобританию — там это вопрос парламентского уровня. Меня приглашали в январе этого года, я выступал на заседании Британского парламента. Во Франции эту проблему уже решили законодательно, а перед этим шло многоступенчатое обсуждение, которое широко освещалось прессой. В Австрии снизили интенсивность полей за счет жестких нормативов — они жестче наших в десять раз, я даже не знаю, как их сотовые компании выкрутились, но у них выросло количество базовых станций, а значит — и качество связи.
— А у нас?
— А у нас тишина… Есть только огромная пачка писем — наши послания чиновникам и их отписки.
— Не оптимистично. Но можно же не участвовать в этом эксперименте на выживание? Как, например, ваш знакомый ученый из Франции, который отказался от телефона и других приборов, которые имеют электромагнитное излучение?
— Можно. Не хотите — не участвуйте. Но это уже личное дело каждого.
Как уменьшить вредное воздействие
Используйте наушники.
Не пользуйтесь телефоном там, где можно обойтись без него.
Пользуйтесь хорошей связью. Там, где показывается сигнал, должно быть полное количество штрихов.
Соблюдайте временные рамки. 15 минут в день — это тот разумный предел, который надо стараться не превышать.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии