Наш корреспондент побывал в поселке Олекма и выяснил, в чем особенности транспортировки руды и как изменилась жизнь олекминцев после начала работы нового комбината.
Концентрат для АТР
В начале сентября с железнодорожной станции Олекма, которая находится в 431 километре на запад от Тынды, на пограничную с Китаем станцию Гродеково в Приморском крае ушел первый состав с рудой. Теперь каждую неделю с этого самого западного поселка Амурской области в среднем отправляют 100 вагонов с титаномагнетитовым концентратом. Когда предприятие выйдет на проектную мощность, в сутки на станции планируют грузить до 60 вагонов.
Перевозка титаномагнетитового концентрата имеет свои особенности. Это сырье очень тяжелое, поэтому вагоны наполняются грузом лишь на треть. Олекминский рудник, входящий в группу компаний «Петропавловск» и ведущий добычу руды на Куранахском месторождении, столкнулся с рядом проблем при транспортировке концентрата. Он довольно мелкий, поэтому перед тем, как начать погрузочные работы, приходится заделывать все стыки в вагонах и даже расстилать бумагу.
Только после этого вагоны наполняют концентратом, а сверху накрывают защитным полотном. Аномально теплая погода, установившаяся на севере Приамурья, подводит рудник. Из-за перепадов температуры груз доходит до станции Гродеково не в товарном виде: большая влажность превращает руду в огромный монолит, это осложняет для китайцев выгрузку. Чтобы избежать подобных проблем, Олекминский рудник заказал десять вагонов хлорида магния, который нейтрализует влажность. Когда в Тындинском районе установится стабильная минусовая температура, сырье будет промораживаться естественным путем.
Недавно тындинским железнодорожникам поступила заявка от Олекминского рудника на отправку ильменитового концентрата в Японию. На днях пробная партия из двух вагонов отправилась в составе грузового поезда из Олекмы в адрес Владивостокского порта. По правилам перевозок ильменитовый концентрат запаковали в мягкие специализированные контейнеры. Один «Big Bag» (так здесь называют упаковку для груза) весит около 1600 килограммов. Как и титаномагнетитовая руда, ильменитовый концентрат тоже очень тяжелый. Если японскую сторону устроит качество олекминской руды, тогда будет заключен договор на дальнейшее сотрудничество.
— Сегодня на базе нашего горно-обогатительного комбината есть свой подъездной путь, погрузочный комплекс, два локомотива, построена станция Промышленная, работают все нужные специалисты, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Олекминский рудник» Василий Кравцов. — Пока мы не можем выйти на полную мощность, но все задачи решаемы. Тем более у нас сложились отличные деловые отношения с партнерами.
Станция на вырост
Вагоны с титаномагнетитовым концентратом на Дальневосточную железную дорогу выводят с погрузочного комплекса обычно ночью. Между ОАО «РЖД» и ООО «Олекминский рудник» есть договоренность, согласно которой грузоотправители собственным локомотивом вывозят груженые вагоны на станцию. В течение трех суток здесь формируется состав из 55 вагонов. В дни приема и отправки груза в Олекме работают составители, осмотрщики, локомотивные бригады с соседних станций Юктали и Хани. Впрочем, скоро и в Олекме появятся свои составители, приемосдатчик и товарные кассиры.
Сегодня, помимо погрузки, на станции активно ведутся и разгрузочные работы. Почти каждый день сюда приходят контейнеры со строительными материалами, бетонными конструкциями, химическими веществами, цистерны с топливом для Олекминского рудника. Из-за отсутствия автомобильной дороги до месторождения все необходимое для компании поступает только по железной дороге. Начальник станции Олекма Галина Шитова отмечает, что такой объем груза здесь начали перерабатывать с 2005 года.
— За пять лет мы наладили совместную работу с Олекминским рудником, — говорит начальник станции Олекма Галина Шитова. — Сейчас объемы перевозок руды увеличиваются с каждым месяцем. Пока у нас работает один приемосдатчик, но, несмотря на большой объем работы, мы свои обязанности выполняем вовремя. Кроме грузовой сферы, мы ведь еще и активно работаем с пассажирами. В середине месяца, когда идет заезд и выезд вахтовых смен с комбината, у нас большой наплыв людей. Для них мы разработали удобный график работы билетной кассы.
Клондайк на БАМе
Приход компании «Петропавловск» в поселок Олекма Тындинского района коренным образом переломил некогда размеренный уклад жизнь самого отдаленного населенного пункта Приамурья. В первую очередь это отразилось на социальной сфере поселка.
— До освоения Куранахского месторождения особых перспектив у нашего поселка не было. Что мы видим сегодня? Все, кто хотел работать, трудоустроены. У нас нет безработицы, все некогда пустующие квартиры заселены. Растет рождаемость, в детском саду нужно открывать новую группу, — перечисляет плюсы глава Олекмы Светлана Сиразова. — В поселке всего 10 трехэтажных домов. Еще пять лет назад здесь пустовали целые подъезды, а двухкомнатную квартиру можно было купить на две зарплаты монтера пути. Сегодня здесь жилье на вес золота. Это как раз говорит о том, что наша на первый взгляд маленькая станция Олекма развивается семимильными шагами.
Как известно, зона БАМа является своеобразным Клондайком. Тут под землей скрыта практически вся таблица Менделеева: от драгоценных металлов (золота и платины) до не менее дорогих (ванадия и титана). По задумке проектировщиков железная дорога параллельно Транссибу по северным районам Сибири и Дальнего Востока строилась именно для освоения крупнейших месторождений. Большинство из них являются уникальными не только в России, но и в мире. Рядом с Куранахским месторождением находится еще более крупное — Большой Сейим, на запад от Олекмы скрыты залежи Удоканского месторождения меди. В ближайшее время должно начаться активное освоение этих запасов, а это значит, что возрастут и перевозки по Байкало-Амурской магистрали, которая является единственной транспортной артерией в этих краях.
От первого лица
Александра Ушпик, заместитель начальника Тындинского центра организации работы ж. д. станций:
— Уже больше двух месяцев мы занимаемся организацией отправки руды со станции Олекма. Для нас это новый проект, так как мы привыкли больше работать с углем и лесом. Если рудник вый-дет на проектную мощность 1 миллион 200 тысяч тонн в год, то для Тындинского района это будет существенная прибавка в общей погрузке: руда выйдет на второе место после нашего основного груза — угля. В сентябре мы отправили 261 вагон с рудой, в октябре — 603 и в ноябре у нас заявка уже на 706 вагонов.
На Покровке за самосвалы сядут дамы
Покровский горный колледж, расположенный в Зее, объявил необычный набор — приглашаются женщины для обучения вождению на самосвалах американской компании «Caterpillar». Как говорят в группе компаний «Петропавловск», такой опыт широко используется во многих странах, в частности в Австралии и Канаде.
Сегодня парк импортной техники рудников Покровка, Пионер и Олекма, входящих в группу компаний «Петропавловск», почти на 70 процентов состоит из техники производства «Caterpillar». Это самосвалы, экскаваторы, бульдозеры. Женщин в компании задумали посадить за 90-тонные самосвалы. Критерии отбора для учебы просты: возраст — от 30 до 45 лет и наличие водительских прав категории «В». Всего планируют набрать около 10 человек. Обучение начнется в январе и продлится полгода. За это время студентки прослушают теоретический курс, получат категорию «С», а затем отправятся на производственную практику на Покровский рудник. После выпуска дипломированные специалисты будут трудоустроены на предприятиях группы компаний: в частности, на Маломырском руднике и будущем руднике Албын в Селемджинском районе. Кстати, заработная плата у водителей прекрасного пола будет около 30—40 тысяч рублей за вахту. Кроме внедрения мирового опыта, в компании не скрывают — женщины более ответственны и дисциплинированны. Это особо важно, так как на всех предприятиях «Петропавловска» действует сухой закон: употребление спиртного во время вахты грозит увольнением.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии