Впервые на амурскую землю Завальнюк прибыл с Украины для прохождения службы в артиллерийской части станции Среднебелая. Как он сам позже признавался, приезд в Приамурье стал счастливым поворотом его судьбы. Потому что именно в это время из Киева в Благовещенск приехал выпускник Московского полиграфического института Марк Гофман, который стал редактором Амурского книжного издательства. В первый же день Марк Либерович, принимая дела и кабинет предшественника, нашел в ящике стола массу писем со стихами местных начинающих поэтов. И вдруг среди них он обнаруживает настоящие стихи:
…Нас книжками от шалости учили,
на час отставив детский шум и гам.
Мы в пять с тобою азбуку учили,
а в шесть уже читали по складам.
Гофман, превосходный ценитель поэзии, сразу же почувствовал присутствие таланта. Кинулся выяснять, кто автор. Узнав, что это некий старший сержант из Среднебелой, через военную газету он находит его и приглашает в Благовещенск. Эта встреча вылилась потом в крепкую дружбу, длившуюся более 50 лет. Ощутив мощную поддержку влиятельного редактора, после демобилизации Завальнюк остается на амурской земле. Именно здесь он стремительно вырастает в хорошего поэта, публикуется в альманахе «Приамурье» и выпускает свою первую книгу. Потом поступает в Литературный институт им. Горького и уезжает в Москву, сначала на учебу, а потом остается там насовсем.
Однако его встречи с амурчанами не прекращаются. В интервью, которое он дал мне в марте 2004 года в свой последний приезд в Благовещенск, Леонид Андреевич сказал: «На протяжении 43 лет, с тех пор как я оказался в Москве, бывал в Приамурье почти каждый год. На месяц-полтора приезжал… Сейчас выложить только за одну поездку 16 тысяч у меня нет возможности».
Леонид Завальнюк всегда считал Приамурье своей поэтической родиной.
Тогда, 6 лет назад, классика отечественной поэзии пригласил к себе ректор БГПУ Юрий Сергиенко. Мэтр по нескольку часов в течение недели давал уроки для творческой группы студентов. Хорошо помню ту давнюю встречу с Завальнюком, что состоялась шесть лет назад в БГПУ. Старожилы АП предупредили меня, что классик почему-то не очень-то расположен к нашей газете и, может быть, лучше вначале взять интервью, а потом представиться. Меня это неприятно задело, и я сразу же подал столичной знаменитости свой блокнот: «Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь «Амурской правде»! Или вы ее по-прежнему не любите?» Завальнюк, улыбаясь, покачал головой и с видимой охотой взялся за блокнот. Позже Марк Либерович сообщил мне, что Завальнюку статья о нем в «Амурке» понравилась, и он просил передать ее автору большое спасибо.
Умер поэт, каких мало. Помню, как я впервые услышал его. Это было в году 1984-м или 1985-м. Информация о том, что Леонид Андреевич придет на встречу с членами местного литературного объединения, разнеслась среди благовещенской интеллигенции, и потому в редакции «Амурского комсомольца» негде было яблоку упасть. Читал он хорошо, отчетливо проговаривая слова. Стихи были разными: лирическими, шуточными, философскими и детскими. Стояла мертвая тишина. Каждый боялся пошевелиться, чтобы не прервать процесс чтения стихов прекрасного поэта.
Он рассказывал нам, что «лучше всего ему пишется на амурской земле, что шумная столица не дает ему сосредоточиться» (я делал пометки в блокноте и потому цитирую его буквально). Позже узнал, что главным редактором своих произведений он по-прежнему считал Гофмана. Марк Либерович не скрывал, что, когда рецензировал стихи Завальнюка, порой они ругались до хрипоты. Завальнюк жил в гостинице. Когда он закрывал за собой дверь гофмановской квартиры, последний с ужасом думал, что московский гость больше никогда ее не откроет. Однако на следующий вечер Леонид Андреевич появлялся, как ни в чем не бывало, читал новые стихи, а в предыдущие вносил исправления Гофмана.
Больше им не встретиться никогда. Сначала не стало Марка Либеровича, а вот теперь и Леонида Андреевича. Но остались его стихи.
…Вновь приснится лучезарный город,
Самый лучший город на земле.
Все у нас навеки на двоих.
Как срослось с моим его дыханье!
Родина надежды и сознанья:
Степь, Амур и дом друзей моих.
Не надо плакать, смерти нету!
Амурская организация Союза писателей России с глубоким прискорбием извещает о кончине на 80-м году жизни известного российского поэта Леонида Андреевича Завальнюка. Свой творческий путь в литературе он начинал в Амурской области, где вышли в свет его первые книги. Выражаем соболезнование родным и близким, всем любителям творчества поэта с этой невосполнимой утратой. В нашей памяти навсегда останутся жить строчки одного из лучших его стихотворений, ставшего знаменитой песней:
Немало я по белу свету
В исканьях радости кружил.
Не надо плакать, смерти нету!
Но кто не плакал — тот не жил!..
Председатель правления Амурской писательской организации Игорь Игнатенко.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии