По всему видно, что местные цыган побаиваются и связываться с ними лишний раз не хотят. По всему видно, что местные цыган побаиваются и связываться с ними лишний раз не хотят.

— Сейчас они занимают пять домов. Две семьи сюда переехали после пожара в Черновке, есть семья из Белогорска и одна из Свободного. У нас они не прописаны, потому что документов нет на дома. Они договариваются с людьми на аренду, платят живые деньги. Единственное, что можно сделать, — это оштрафовать за проживание без регистрации, — говорит глава Нижнебузулинского сельсовета Юрий Черняков. — А то, что они наркотиками торгуют, так это очень трудно доказать. Я же вам говорю: приезжала миграционная служба, их проверяла, и милиция постоянно приезжает. Наркоконтроль работал с ними.

По словам Юрия Валентиновича, «подкопаться» здесь не к чему: за все время, сколько цыгане живут в селе, ни в драках, ни в хулиганстве не участвовали.

— Сначала боялись, что скотина начнет пропадать. Но воровства пока не замечалось за ними. Машины приезжают по вечерам, мне соседи говорят, но шума нет. Если бы были жалобы от селян, нам легче было бы принять меры. Единственное, мы испугались, когда шприцы появляться стали. Думали, что и наших подтянут. Но ни разу еще никто из селян не был замечен с цыганами. Я здесь с 1991 года работаю, не было у нас никогда такого, чтобы молодежь имела к этому тягу. За сигареты, пиво гоняем, конечно. Коноплей балуются некоторые, но я четко знаю, кто употребляет. Шибко такого контингента нет у нас.

А между тем цыгане, похоже, почувствовали себя в Бузулях, как дома. Люди, не имеющие прописки и работы, почти открыто занимающиеся преступной деятельностью, пришли к сельскому главе и попросили выделить им участок — для проведения скачек. Им не отказали.

— Пришли ко мне, попросили место им отвести. У них тележечки такие одноосные, спортивные. Мы поехали с депутатами, посмотрели, чтобы никому они не мешали. На заброшенном поле колхозном дали им место. Не в аренду, так отдали. Круг им сделали, они на этом кругу лошадей объезжают, — объясняет нам Юрий Валентинович.

В этом году село стало местом встречи цыганской диаспоры из Благовещенска, Белогорска, Свободного. Лошадиные скачки прошли с размахом, о них даже в местной газете написали. Как говорят наркополицейские, герои журналистских материалов очень возмущались, что их оговаривают, мол, наркотиков они в руках никогда не держали, живут только честным трудом.

В том, что цыгане обосновались в Бузулях всерьез и надолго, сельский глава не сомневается. И причина этого лежит на поверхности, говорит Черняков:

— Строительство космодрома и нас захватит, на нашей территории должны появиться стартовые площадки и база отдыха. На совещании по проекту строительства космодрома нам сказали, что будут набирать на работу местных. Вот селяне надеются на новые рабочие места, а цыгане ждут новых клиентов.

Такие же неутешительные прогнозы и у свободненских правоохранительных органов.

Оперативники удивляются мягкости приговоров суда

По информации УФСКН, на территории Свободного и Свободненского района проживает около 100 цыган. Примерно половину из них наркополицейские своими «клиентами» не считают: эти продают по домам товары, шерстят на рынках, торгуют ворованным мясом. Оставшиеся 50 представителей свободного народа занимаются наркобизнесом, прикрываясь разведением лошадей и ведением хозяйства.

Расследовать дела, в которых главными фигурантами являются цыгане, очень сложно, признаются сыщики.

— Чем трудна диаспора — своей закрытостью. Они никогда не дают показания ни в отношении себя, ни в отношении близких. Признают вину, но содействие следствию не оказывают, — рассказывает замначальника Свободненского межрайонного отдела УФСКН РФ по Амурской области Иван Каспирович. — При этом всегда вину на себя берет женщина, и торгуют наркотиками 80% цыганок. Доверенных лиц среди русских наркоманов, через которых идет сбыт героина в городе, у цыган единицы. И своих «благодетелей» они не выдают. Поэтому и с этой стороны нам сложно подобраться к преступникам.

Героин в Свободном появился два года назад, но предназначался он тогда для северных районов области. До 2008 года цыгане специализировались на продаже опия.

— Трафики поступления героина в область известны, наша же задача — проследить всю цепочку от поставщика до мелких сбытчиков. В 2008-м мы изъяли 250 граммов этого наркотика, сбытчицу городской суд Свободного осудил к 2,6 года лишения свободы. Уже через полгода она освободилась по УДО и принялась за старое, — продолжает Иван Александрович.

В конце ноября свободненский суд рассмотрел еще одно похожее дело: цыганке вменяли в вину два факта сбыта героина в особо крупном размере. Санкция по статье 228.1 УК РФ предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы. Надо отметить, что сбытчица ранее судима за аналогичное преступление. И что же? Суд Свободного выносит невероятно гуманный вердикт — 2 года лишения свободы. Возмущения сотрудников наркоконтроля в такой ситуации вполне объяснимы.

— По этой женщине мы работали с момента ее последнего условного осуждения, с 2006 года. Мы собирали доказательства в течение 6 лет. Человек не раскаялся, не пошел навстречу следствию. И мы прекрасно понимаем, что она не прекратит заниматься этим грязным бизнесом. Чем дольше они сидят, тем лучше городу. Надо очищать от этих преступников Свободный.

На фоне решений, которые выносит суд Свободненского района практически по аналогичным делам, вердикты служителей Фемиды Свободного смотрятся как злая насмешка.

— Почему вину на себя всегда берут женщины? — объясняет Каспирович. — Да потому что у нее на руках несовершеннолетние дети, и суд учитывает это обстоятельство. Претензий от ПДН к ней нет, мать не лишена родительских прав. Тут же адвокат выступает, говорит, что она характеризуется только с положительной стороны, дети по ней скучают, плачут — просит дать условный срок. А то, что она с малолетства и детей к наркоторговле привлекает, об этом никто не думает.

Мнение

Алексей Назаров

Прокурор города Свободного:

— У нас сложилась судебная практика — судьи дают по таким делам сроки ниже низшего. В 2009-м пара подобных приговоров была, но мы обжаловали их в областном суде. Такую практику надо как-то переламывать, и мы, правоохранительные органы, над этим работаем. Мы начали добираться уже до конкретных людей, а не только мелких сошек-исполнителей.

Героин везли в колесах

Видимо, надеясь вот на такие чисто символические приговоры, цыгане продолжают жить за счет торговли наркотиками. Зная об этом, наркополицейские контролируют каждый их шаг. Так, в конце ноября в поле зрения сотрудников УФСКН попала цыганская семья, которая возвращалась из Сибири от родственников с грудным ребенком. Поступила оперативная информация, что они везут в Приамурье крупную партию героина.

— Для проверки данной информации на станции Свободный были задержаны двое граждан — муж с женой. Они прибыли на поезде Москва — Владивосток. В ходе проверки документов мы обнаружили багажную квитанцию. И уже при опросе цыганка призналась, что в почтово-багажном поезде едут наркотики. К слову, свертки с героином были спрятаны в два колеса, предназначенные для тех самых цыганских повозок, на которых они устраивают катания на лошадях. Как обычно, всю вину на себя взяла женщина. Несмотря на то что на упаковках с героином сохранились отчетливые отпечатки пальцев рук ее мужа, он пойдет по делу как свидетель.

Возрастная категория материалов: 18+