Чем привлекло наше масло иноземных потребителей и где еще в почете соевые продукты из Амурской области, решили выяснить корреспонденты АП и отправились на одно из самых уникальных в Приамурье производств.
Жидкость вместо пресса
Как добыть масло из соевых зерен? Признаться, никогда об этом не задумывалась. Ну а если все же попытаться ответить на этот вопрос, предположила бы, что существует гигантский пресс, который выполняет эту ответственную миссию. И ошиблась бы. Пресс — это даже не вчерашний день — позавчерашний, утверждают специалисты. Сегодня массовое производство любого растительного масла использует метод экстракции. Из подсолнечника, рапса или сои масло извлекают при помощи специальных пищевых жидкостей. В цех экстракции, где началась наша экскурсия, можно попасть только через металлоискатель — производство считается взрывоопасным.
В цехе, где получают масло, царят жара и специфический соевый запах, к которому не сразу привыкаешь. Несколько крупных котлов, вереница труб. Человек неопытный сразу и не разберется, что к чему. Из рассказа нашего провожатого — начальника маслоэкстракционного цеха Аркадия Тихонова становится ясно, что здесь работают две линии по добыче сырого масла, а также две линии по получению шрота (обезжиренной сои), который идет на пищевые и кормовые цели.
Цвет и запах — долой!
Дальнейший путь масла — цех рафинации. Чтобы стать светлым, красивым и лишиться специфического запаха, масло проходит множество различных процедур аж на четырех производственных этажах. Сквозь гул и грохот аппаратов следуем за Аркадием Константиновичем в «центр управления полетом» — небольшое помещение со стеной-пультом, на котором изображены и регулируются все стадии производственного процесса.
— Сырое масло поступает в бак на втором этаже, где происходит самая первая очистка: масло с частичками шрота мы фильтруем и собираем вот в этот приемник, — поясняет Аркадий Тихонов. — Второй этап — гидратация — извлечение из масла лецитина: масло смешивается с водой, выдерживается в экспозиторе. Лецитин имеет свойство впитывать в себя воду — набухать. Набухшую массу разделяем на сепараторе. Сырой лецитин собирается в емкости, а масло двигается дальше — на рафинацию, где из него сначала при помощи щелочи нейтрализуют ненужные жирные кислоты, а затем образовавшееся мыло полностью удаляется водой. После удаления лишней влаги продукт отбеливают при помощи отбельных глин, отфильтровывают и отправляют на последний этап — очистку, при которой из масла удаляются все запахи. Этот процесс называется дезодорация. В колонне под абсолютным вакуумом при температуре 250 градусов через масло пропускается так называемый «острый пар». Он и забирает запахи. Готовый продукт охлаждаем и подаем в цех розлива.
«Красивый» цех
Цех розлива, пожалуй, самый красивый и зрелищный на всем производстве. Даже его работники, кажется, получают удовольствие от процесса. Еще бы! Теперь их труд полностью автоматизирован.
— Летом мы практически полностью заменили оборудование: установили новую европейскую линию розлива, — комментирует начальник цеха розлива Тимур Давиденко. — В данный момент масло разливается в пятилитровые пластиковые бутылки. После выдувного автомата бутылки попадают по транспортеру в зону розлива, где масло при наливе дозируется по весу и автоматически закрывается крышкой. Далее по конвейеру бутыли проходят специальную зону контроля. Недолитую или плохо закрученную тару аппарат автоматически отставит в сторону. Следующий этап — маркировка, которую наносит встроенный в линию струйный принтер, затем — наклейка этикетки — тоже автоматическая.
Несколько работников контролируют процесс, но вручную делать почти ничего не приходится. На завершающем этапе производства одна из машин укладывает бутылки в гофроящики, которые тоже собирает автомат. А вот чтобы обойти всю линию от начала до конца, ноги напрячь придется — протяженность компактно установленного конвейера — почти 100 метров. Производственная мощность линии — 6 тысяч литровых или 2 тысячи пятилитровых бутылок в час.
Несмотря на то что масло проходит многоступенчатую обработку, прежде чем попадает к потребителю, в нем остаются главные питательные вещества — эссенциальные (незаменимые) жирные кислоты, которые человеческий организм не может синтезировать и должен получать с пищей. Эти кислоты известны как омега-6 (линолевая) и омега-3 (линоленовая). Эссенциальные жирные кислоты содержатся в растительных маслах, однако именно в соевом процент их содержания оптимален. Так, например, линолевой и линоленовой кислоты в соевом масле больше, чем в оливковом, в 8 раз.
Корейский почин
Разливают в «красивом» цеху и особые партии масла: двухлитровые бутылки с этикетками невиданного амурчанами дизайна. Их не встретишь на прилавках в Приамурье, но запросто найдешь в продуктовых магазинах Южной Кореи. С октября «Амурагроцентр» сотрудничает с крупнейшей торговой сетью «И-Март», принадлежащей компании «Самсунг», которая по достоинству оценила качество нашего соевого продукта и решила приучить к нему своих соотечественников.
— Корейцев в нашем масле привлекло, прежде всего, то, что оно вырабатывается из сои без ГМО, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Амур-агроцентр» Игорь Павличенко. — Кроме того, лабораторные исследования нашей продукции, проведенные в Южной Корее, подтвердили ее высокое качество. Мы и международную сертификацию прошли.
Чтобы отправить амурское масло в корейские магазины, работникам предприятия совместно с зарубежными коллегами пришлось разработать особый дизайн бутылки. По словам начальника отдела маркетинга Инны Дворцовой, над этим, казалось бы, простым вопросом работать пришлось очень долго. Корейцы оказались невероятно щепетильны к внешнему виду упаковки.
— На протяжении нескольких месяцев мы почти ежедневно созванивались с корейскими коллегами, — вспоминает Инна Николаевна. — Прорабатывали сначала форму самой бутылки. Корейцам понравилась форма, сделанная на основе упаковки «Филевского». Однако сначала партнеры долго сомневались, приживется ли она у них на родине: дело в том, что большинство бутылок с маслом в корейских магазинах квадратные или прямоугольные, а не круглые, как у нас. Когда с формой определились, нам предложили сделать на бутылках ручки для переноски. Дизайн и содержание этикетки тоже собирались по крупицам. Идея картинки понравилась — стали совершенствовать цвета основного рисунка и фона: чуть светлее, чуть темнее... Текст на этикетке переводили на корейский и английский языки. В общем, времени и усилий потратили уйму, но оно того стоило.
Из пробирки — в бутылку
Мало кто знает, что пятилитровые объемные бутылки поступают на производство в виде небольших емкостей, похожих на пробирки, которые называются «преформа». В начале линии розлива преформа помещается в аппарат, который за считанные секунды раздувает ее и придает нужную форму.
Мнение
Игорь Павличенко
Заместитель генерального директора ОАО «Амурагроцентр»:
— Сотрудничество с Южной Кореей — наш первый зарубежный опыт, и мы намерены его развивать. Сейчас ведутся переговоры с Северной Кореей, с Японией. С последней — относительно поставок лецитина. Этот продукт на пике популярности. Натуральный соевый лецитин широко используется в качестве эмульгатора, и мы поставляем его на ряд крупных (в том числе и международных) предприятий страны, производящих кондитерские изделия.
В цифрах
1200 тонн бутилированной продукции производит предприятие в месяц
6 тысяч литровых бутылок масла упаковывает цех розлива за 1 час
100 тонн соевого масла производится на предприятии в сутки
450 тонн кормового шрота в сутки выпускает маслоэкстракционный цех
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии