Елена Ковальская, и. о. министра образования Амурской области: «Это не объединение
ради объединения. Проблема качества образовательных услуг была актуальна всегда. Поэтому нас не может не волновать вопрос: как сделать наше высшее профессиональное образование конкурентоспособным». Считаю, что выпускники школ сами должны быть конкурентоспособными и иметь возможность поступить в профессиональные заведения области, не уезжая в другие регионы. Как социально защитить выпускников высшей школы, чтобы они, получив дипломы, шли работать по полученной специальности, а не стоять в очереди в центре занятости, и чтобы их профессиональные компетенции соответствовали уровню запросов заказчика? Как сделать, чтобы материальная база амурских вузов была современной, а научный потенциал был значимым и влиятельным в России? Немаловажное значение имеет вопрос сохранения в Благовещенске высшей школы с федеральным финансированием.
В настоящее время создана рабочая группа, которой предложено рассмотреть вопрос возможного объединения двух вузов или иной реорганизации. На состоявшемся совещании с ректорами и профессорско-преподавательским составом амурских вузов губернатор области затронул актуальные проблемы качества образовательных услуг, занятости студентов, трудоустройства выпускников.
Сегодняшняя ситуация в системе вузовского образования в Амурской области далека от идеальной. Как ее улучшить, какие пути для этого найти — вот об этом и идет сегодня разговор с представителями вузов. Чтобы любая реформа — объединение вузов или иная реорганизация — была продуманной, чтобы минимизировать и даже по максимуму исключить возможные риски, необходимо рассмотреть все положительные стороны.
Никто не говорит об объединении ради объединения. Цель — решить назревшие проблемы, а они есть. Министерство образования и науки Амурской области — исполнительный орган власти, у нас нет полномочий, проводить объединение или реорганизовывать учреждения федерального подчинения. Это право самих вузов, их ученых советов, и инициатива должна идти от них. Об этом тоже говорил губернатор области. Наша задача — помочь выработать стратегию и сделать все максимально возможное, чтобы в Амурской области высшая школа имела хорошую поддержку из федерального бюджета.
Лично у меня сложное отношение к этому процессу. Я глубоко уважаю профессорско-преподавательский состав обоих вузов, но к БГПУ у меня особое отношение, я горжусь тем, что я выпускница Благовещенского пединститута. Но мы должны трезво смотреть на ситуацию. Это вопрос не одного дня, это поэтапный процесс, и сейчас требуются взвешенный анализ и выработка совместной стратегии.
Анатолий Телюк, генеральный директор ОАО «Амурская ярмарка», кандидат философских наук: «Мешают амбиции внутривузовской элиты»
Идея объединения вузов действительно не нова, она появилась еще в конце 80-х годов и была связана с именем Бориса Виноградова. Я очень хорошо знаком с этой темой, поскольку в то время был депутатом городского совета и возглавлял комитет по образованию и культуре. На его заседаниях эта тема и прозвучала впервые. И уже тогда было ясно, что необходимо создавать более крупный вуз. Когда в небольшом городе есть классический университет и педагогический вуз, это выглядит искусственно.
Объединение вузов было интересно и важно с точки зрения объективных потребностей — я говорю об экономии средств и о более качественной подготовке специалистов, в том числе и о подготовке кадров для высшей школы, как для своих вузов, так и для вузов всего региона. И когда мы попытались эту идею осуществить, она не пошла по одной причине — из-за амбиций внутривузовской элиты. Тогда во главе БГПИ стояли люди пенсионного возраста, и им не хотелось ничего менять. Была еще одна причина — в то время вузы по своему подчинению принадлежали к разным министерствам. В общем, объединение не состоялось.
И сейчас я вижу повторение той ситуации 80-х годов прошлого века. Вопрос о слиянии вузов сразу же начинает торпедироваться людьми, мыслящими консервативно, не желающими ничего менять. Председатель совета ректоров Владимир Доровских высказался против объединения вузов. Это легко объяснимо. Что такое амурская медакадемия? Если говорить о преподавательском составе — да, там много кандидатов и докторов наук, но по количеству студентов это всего лишь факультет в крупном вузе. В медакадемии всего два факультета: лечебный и педиатрический, набор по 300 студентов в год, то есть в общей сложности в вузе учатся менее двух тысяч студентов. Конечно, в АГМА хорошие традиции, достойный профессорско-преподавательский коллектив. Но студентов-то при раздутом менеджменте мало! И с точки зрения государственной политики это нерентабельно.
В свое время я 20 лет отработал в вузе, был заведующим кафедрой, членом ученого совета, знаю эту жизнь изнутри. Последние 20 лет работаю в бизнесе и смотрю на эту ситуацию неангажированно. В укрупнении вузов, кроме пользы и хороших перспектив, ничего другого не вижу. Конечно, произойдет обновление кадров. Это процесс болезненный, но необходимый.
Думаю, что укрупнение вузов неизбежно, потому что есть экономические предпосылки. Будет крупный вуз — будет серьезное финансирование, возможность развивать научные школы, материальная база, лаборатории. Это плюсы, и этим надо заниматься, и в этом отношении губернатор действует правильно. А попытки помешать — они не в интересах дела.
Эльвира Оверченко, редактор телекомпании «Альфа-канал», выпускница БГПИ: «Пропадет дух, который не выразишь в цифре»
Меня эта тема волнует, потому что я выпускница пединститута (сегодня — БГПУ). Это оригинальный вуз со своими традициями, преподавательским составом, «читалкой», и взять его и просто влить в какой-то другой университет, объединить с другим вузом — наверное, было бы неправильно. БГПУ стоит сохранить как ценное, самостоятельное учебное заведение, иначе потеряются оригинальность и ценность образования, которое он дает. А что мы все приобретем в этом случае — пока неясно, по крайней мере, мне. Думаю, что экономических подсчетов еще никто не проводил, поэтому у меня чисто эмоциональное восприятие ситуации.
Реакция, когда я впервые об этом услышала, была шоковой. Это произошло во время записи программы «Простые вопросы», я спросила председателя совета ректоров амурских вузов Владимира Анатольевича Доровских, что он думает по этому поводу. Задала вопрос просто так, но оказалось, что правительство области уже работает над этим, создана рабочая группа, готовятся документы.
Это очень серьезный шаг, и, честно говоря, такие решения должны прорабатываться не два дня, не неделю и даже не год.
Я понимаю, что за всеми этими реформами стоят вопросы финансирования. И еще одна проблема — вузы выпускают специалистов, которые не востребованы на рынке труда в таком количестве. Есть много вопросов, которые требуют решения. Но мне будет искренне жаль, если наш педуниверситет растворится в другом вузе.
Многие преподаватели-филологи, выпускники пединститута, работающие сегодня в АмГУ, признаются, что если бы они не окончили наш любимый вуз, они были бы совсем другими людьми. БГПУ — это своя школа, которую не спутаешь ни с одной другой, это микромир со своими научными и педагогическими традициями.
Это как ценность семьи — точно такова же ценность научно-педагогического сообщества, которое существует в вузе. Если просто взять и механически слить два вуза в один, очень многое будет потеряно. Пропадет тот особый дух, который не потрогаешь руками и не выразишь в цифре.
БГПУ прежде всего дает хорошую общую гуманитарную базу, на основе которой можно дальше строить свою жизнь и карьеру. Наши выпускники традиционно очень востребованы во многих сферах.
Мне полученные в вузе педагогические навыки очень помогли в профессиональной деятельности, когда мы создавали телекомпанию, организовывали работу редакции. Без школы БГПУ мне было бы гораздо сложнее.
Николай Кухаренко, начальник управления международного образования и сотрудничества БГПУ, директор Института Конфуция, кандидат философских наук.: «Получится какой-то Франкенштейн»
Некорректно само заявление о присоединении БГПУ к АмГУ — эта формулировка взорвала общественное мнение. Региональная власть не имеет полномочий для принятия подобных решений, так как вузы являются федеральными структурами. Если попытаться бездумно объединить два вуза, получится какой-то Франкенштейн, в котором будут части от одного и от другого университета, но в целом получится нечто несовместимое.
Сторонники объединения утверждают, что это делается в целях экономии средств, но экономии не будет — львиная доля расходов идет на зарплаты и стипендии. Следовательно, экономить придется только за счет сокращения преподавателей и студентов. Губернатор же заявил, что следует бережно относиться к преподавателям и студентам, сокращений не предвидится. Поэтому аргумент об экономии через объединение считаю безосновательным.
Между БГПУ и АмГУ практически отсутствуют дублирующие специальности, так как они открывались в каждом университете по согласованию с советом ректоров Амурской области и по просьбе областных органов управления образованием. Если говорить о проблеме дублирования функций и о том, как ее избежать — у нас в области есть Институт развития образования, там читают лекции преподаватели БГПУ. Еще в городе есть педколледж, все это можно объединить в большой гуманитарный кластер на базе БГПУ, который станет центром подготовки и переподготовки педагогических кадров не только для Амурской области, но всего Дальнего Востока.
Сегодня мы говорим о повышении престижа образования, о приоритетном нацпроекте, о демографической политике. Кто же будет учить детей в школе, воспитывать их в детских садах? Проблема ведь не в том, что не все выпускники БГПУ идут работать в школы. Это общество и государство поставили профессию учителя на такой низкий уровень. В Германии, США, Китае профессия учителя уважаема в обществе, и прежде всего это уважение выражено в зарплате. В России такого нет.
Благовещенскому педуниверситету 80 лет, и это не просто слова. Это сложившаяся система подготовки кадров, со своими традициями и научной школой. БГПУ имеет имя не только в стране, но и за рубежом. У нас учатся 400 студентов-иностранцев. Мы входим в Международную ассоциацию университетов при ЮНЕСКО. Буквально на днях к нам прилетел студент из Норвегии изучать русский язык и историю российско-китайских отношений. БГПУ стабильно работает и развивается, и все действия в отношении его объединения с кем бы то ни было должны быть разумными и тщательно взвешенными.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии