По ходу сюжета все обильно приправлено полусказкой-полумистикой. В общем, этот фильм о чем угодно, но не о балете. По крайней мере, не только о балете.
Сказка о маленькой девочке
История невинной Одетты и порочной обманщицы Одиллии из балета «Лебединое озеро» удивительно переплелась с жизнью балерины Нины (Натали Портман), которая должна станцевать в Нью-Йоркском театре балета обе партии.
Эта роль — мечта всех балерин мира. Нина невероятно дисциплинированна и готова часами отрабатывать каждое движение руки. Она живет, постоянно ограничивая себя: ни друзей, ни развлечений — только балет. Она хочет быть совершенством, но не понимает, что для этого нужно быть собой.
Лили (Мила Кунис) — еще одна претендентка на главную роль в «Лебедином озере». Она порочна и прекрасна. Татуировка в виде крыльев на спине, глубокие карие глаза с чертятками и абсолютное презрение ко всяким правилам. Она полная противоположность Нине. Лили — сама свобода и страсть.
Здесь нужно понять, что битвы тарантулов — детская возня по сравнению с тем, что творится за кулисами театра.
Балетмейстер Тома (Венсан Кассель) — человек, от которого в театре зависит все. Тома видит, что Нина прекрасна в роли чистой и робкой Одетты, но с ролью Одиллии не справляется — в ней нет страсти и порока, и пытается разбудить это в ней весьма интересным способом.
В фильме много эротики: дразнящей и влекущей. Нина — робкая, застенчивая и стесняющаяся саму себя девочка в начале фильма, но уже роковая женщина, осознающая свою силу и значимость, в финале.
Запутанный сюжет еще больше усложняют непростые отношения Нины с ее мамой Эрикой (Барбара Херши), посвятившей всю свою жизнь воспитанию дочери. В конце фильма малютка Нина внезапно вырастает: она избавляется не только от мягких игрушек, но и от опеки вездесущей мамы. «Куда делась моя милая девочка? Эта роль уничтожает тебя!» — кричит мать, запирая дверь, когда Нина должна идти танцевать премьерный спектакль.
«Я буду танцевать главную роль в «Лебедином озере», а ты всю жизнь танцевала в кордебалете!» — в ярости отвечает ей Нина и уходит.
Одержимость и сумасшествие идут рука об руку в этом фильме. А в финале вдруг выясняется, что главным врагом Нины был совсем не тот, от кого этого ожидали.
Убить за Чайковского
«Вы не боитесь, что в России вас убьют за Чайковского?» — спросил режиссера фильма Даррена Аронофски один из журналистов во время интервью после премьеры. Музыка в фильме — это ремейки знаменитых классических произведений, и больше всего там Чайковского, но не того, к которому мы привыкли, а более быстрого и драматичного — так требовалось по сюжету. Музыка — это то, что с первой минуты пугает зрителя и настраивает на настоящую психологическую драму.
Сны, страхи, галлюцинации, превращение Натали Портман в оборотня — полулебедя-полуженщину, постоянное преследование Нины ее темным двойником — режиссер делает все, чтобы мы перестали отличать реальное от выдуманного. Герои живут сразу в нескольких измерениях.
В фильме много крови, но ни одного насильственного убийства. Вся кровь показана лишь как иллюзия боли. Чего стоит сцена, когда Нина, отдирая заусеницу, будто снимает часть кожи со своей руки. Зрители с ужасом смотрят на экран, Нина — на руку. И вдруг ничего этого нет — рука абсолютна цела. Нине все показалось. Или нам?
«Твой самый большой враг — ты сама. Убей его!» — говорит Тома Нине перед тем, как она должна станцевать роль порочной Одиллии во время премьерного спектакля. И прилежная ученица, стремящаяся к совершенству, до конца следует советам учителя.
Фильм кончается вроде бы хеппи-эндом, но таким, которого никому не пожелаешь.
Вердикт: 10/10.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии