Японцы недоговаривают факты
— Виктор Александрович, знаю, что после аварии на АЭС «Фукусима-1» многие амурчане всерьез задумали сменить место жительства и переехать подальше от Японии. Стоит ли паниковать?
— Искать, где лучше жить, — право каждого. Но для Амурской области никакой угрозы со стороны Японии, в том числе и радиационной, нет. Мы в круглосуточном режиме измеряем радиационный фон, который за все это время ни разу не изменился. Ситуация в Приморском крае, на Сахалине, Камчатке опасений также не вызывает. По долгосрочному прогнозу Росгидромета, каждую весну ветер дует с Японии в сторону Тихого океана. Еще раз повторю, что на данном этапе никаких угроз нет, роза ветров благоприятна и для Японии, и для нас. Даже при самых неоптимистических прогнозах мы рассматриваемся только как субъект, который при необходимости сможет принять пострадавшее и эвакуированное население.
— Ситуация в Японии все-таки серьезная?
— То, что произошло на АЭС в Японии, — немного меньше, чем Чернобыль. Если по балльности Чернобыль относится к самой высокой, седьмой категории (на сегодняшний день это самая серьезная авария на атомной электростанции), то «Фукусиму-1» отнесли сначала к четвертой категории, потом подняли до 6-й. Ситуация и сейчас очень сложная. В Японии продолжаются подземные толчки. Если 5-й и 6-й реакторы на АЭС более-менее стабилизировались, то 1-й, 2-й, 3-й и 4-й серьезно повреждены и находятся в аварийном состоянии. По прогнозам специалистов, ситуация на «Фукусиме-1» долгоиграющая.
— Пожарные, которые сейчас чуть ли не вручную реакторы охлаждают, получают смертельные дозы радиации?
— Облучаются, конечно. Информация о том, что происходит в районе АЭС, достаточно противоречивая. Японцы точную информацию не предоставляют. Но по тем частичным данным, что мы получаем (по линии Министерства иностранных дел, СМИ), там достаточно высокое превышение нормы. Плюс к этому, по нашим оценкам, бассейны с охлаждающей морской водой разрушены или имеют серьезные повреждения, и радиационная зараженная вода выходит в океан. Эта ситуация достаточно непредсказуема. И насколько серьезным будет загрязнение, как пострадает тихоокеанская флора и фауна, трудно сказать.
Кислотные дожди идут и у нас
— То есть радиация до нас может дойти по воде — вместе с дарами моря?
— Российская Федерация сейчас осуществляет радиационный контроль в Тихом океане, везде показатели нормальные. Но в территориальных водах Японии работают сами японцы, и информацию они пока не выдают. Учитывая нашу удаленность, прямой угрозы нет. Но теоретически, если рыба заразилась, проплыла весь Тихий океан и попала на стол, то возможно, что она будет зараженной. А практически… Контроль за качеством продукции усиливается со стороны предприятий, которые занимаются заготовкой и поставкой рыбы. Плюс таможенники усилили надзор на границе.
— А кислотные дожди до нас не дойдут?
— Кислотные дожди идут у нас уже давно, лет 30 точно. Я служил в Свердловской области, где химическая промышленность достаточно развита, там часто и много идет опасных дождей. В Приамурье особых проблем с этим нет. Но тем не менее в Хэйхэ работает химический завод, который существенно загрязняет атмосферу. И это происходит совсем рядом с нами.
— Правда, что у каждого японца в квартире есть «тревожный чемоданчик»?
— После катастрофического землетрясения 1 сентября 1923 года в Токио японцы всей страной в первый день осени проводят общенациональную тренировку по эвакуации. Также после того землетрясения у каждого в квартире стоит «тревожный чемоданчик». В нем фонарик, одеяло, 2 литра воды, галеты, деньги (в пределах 100 долларов) и, что немаловажно, ксерокопии всех документов. Россиянам тоже стоило эту привычку перенять. Сколько в России случается наводнений, пожаров, взрывов, люди спасаются, выбегая из дома кто в чем есть, без денег и документов, а потом не могут подтвердить собственную личность.
Реальная угроза — ГЭС
— Какая самая серьезная ЧС может произойти в Приамурье?
— Пожалуй, разрушение Зейской ГЭС. Хотя ее не так просто разрушить, так как рассчитана она на самые сильные землетрясения (9-балльные). Но если даже предположить, что, не дай бог, плотина будет повреждена, то у нас есть 8 часов, чтобы уйти на безопасную возвышенность. Например, жителям Благовещенска можно подняться в район Плодопитомника, поехать в Марково или по Новотроицкой трассе, там никакая ГЭС не затопит. Порядка трех суток вода будет держаться в Благовещенске на отметке 8—10 метров. Но я думаю, что до этого не дойдет, хотя теоретически мы готовы к любой ситуации.
Лес — под запретом
— Ситуация с пожарами стала лучше?
— Ситуация сложная традиционно. Гарантии того, что мы не загоримся в этом году, нет. В области проводится большая работа по подготовке к пожароопасному периоду. Правительством области принято решение в этом году развернуть три штаба — в Тыгде, Архаре и Свободном.
— В этом году такие же жесткие меры будут приниматься, как и в прошлом? Запрет на посещение лесов будете вводить?
— Обязательно. Наглядный пример: в прошлом году на Бурейское водохранилище не пускали никого — ни рыбаков, ни «туристов», там и не было пожаров. Только запрет сняли — начались пожары. Поэтому и в этом году будем вводить запрет на посещение леса в пожароопасный период. Будут работать передвижные патрульные группы и привлекать к ответственности нарушителей, отдыхающих и садоводов. Посмотрите на наших соседей. В Китае практически не бывает природных пожаров. Там поймали человека со спичками в пожароопасный период в лесу — тюрьма. И никто не спрашивает, поджигал ли он лес, или просто покурить пришел. Там везде посты стоят, в лесную зону не пускают.
Подтопления не исключены
— А как обстоят дела с паводками?
— Первые подрывы льда на реке Томь уже состоялись. Рабочая группа главного управления выезжала на верхний Амур для проведения рекогносцировки. Ориентировочно 8 апреля спасатели начнут проводить подрывные работы на Амуре. Сказать, как пройдет паводковый период, сложно. Природа непредсказуема. С одной стороны, плюс: вошли в зиму с очень низким уровнем воды в Амуре. с другой — минус: запасы снега достаточно большие. Все зависит от того, насколько интенсивно будет проходить весна. Можно выделить пять опасных участков на Амуре, которые могут быть подтоплены: Албазино (Сковородинский район), с. Черняево (Магдагачинский район), села Нововоскресеновка и Ушаково (Шимановский района), а также с. Сергеевка (Благовещенский район). Подтопление может быть и в Тынде, где люди незаконно построили дома почти в русле реки. Поэтому их систематически подтапливает и зимой и летом.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии