Всех начинающих бизнесменов я бы разделила на три группы. Первые: это те, кто родился и вырос в семье предпринимателей (назовем их «бизнесмены по наследству»). Они, как говорится, с молоком матери впитали, каково это, когда на работу не нужно ходить — она всегда рядом, и график отпусков согласовывается не с начальством, а выкрадывается в календаре среди постоянных поставок и заказов. Потомственные бизнесмены, они и представить не могут, как это можно работать на «чужого дядю».

Вторые: это те, кто еще студентами не мыслят себя «офисным планктоном» (их можно назвать «независимыми»). Им подавай все, что угодно — хоть продажу пылесосов за комиссию, хоть аренду стоянки 5 на 5 метров, лишь бы не просиживать под чьим-то бдительным взглядом в кабинете.

К третьей группе относятся те, кто вроде бы и рад начать свое дело, и силы есть, и идеи, да вот только сразу несколько «но» появляются. Им то страшно бросать привычную работу, то денежные вложения выглядят непомерными, то очередную идею через месяц размышлений уже реализовал кто-то другой. Поэтому начать собственное дело их заставляют обстоятельства. Так вот, к такой группе «осторожных» или «опасающихся» представителей малого бизнеса я бы отнесла и себя. Меня заставило открыть свое дело именно осознание того, что другого шанса не будет: или прогибайся под других, или гни свою линию до конца. И в данном случае помог принцип «глаза боятся, а руки делают». Плюс меня привлекало стремление к авантюрам, самостоятельности в принятии решений и примеры сотен других бизнесменов.

Надо сказать, что путь этот был очень долгим. Все начиналось с желания сделать что-то «свое». Еще со студенческой скамьи варианты этого «своего» менялись каждые полгода: то современная турбаза с аквапарком, то частный детский сад, то закусочная сети Subway, а то и вовсе магазин обуви Chester. Некоторые такие мечты иногда даже доходили до реальных расчетов. Так, бизнес-план частного садика родился, но провалился на этапе его согласования с мамой — будучи знакома с детсадовской структурой изнутри, она убедила меня, что вся эта затея грозит серьезными нефинансовыми рисками. С представителем английской обувной компании даже велась переписка, и дело дошло до выбора потенциального помещения магазина, но тут сумма первоначальных инвестиций перевалила далеко за цифру с шестью нулями и как-то уже не походила на звание «малыша» для бизнеса.

Такое скитание длилось лет шесть-семь. Мечта о «своем» оставалась и жила сама по себе. Нашлась интересная работа в крупной организации, которая не предполагала никаких намеков на вдохновение для создания своего дела. Но в один день все пошло не своим чередом. Очередная идея для бизнеса в сфере ЖКХ засела глубоко в голове и не предпринимала попыток выйти в жизнь. Хотя ненароком я все же заикнулась о ней знакомому. Мы стали размышлять о том, что рынок таких услуг совсем новый и пустые ниши есть. А дальше слово за слово и пришло осознание того, что если сейчас не начать предпринимать активных действий, то можно упустить в очередной раз «свое».

В следующий раз обязательно поделюсь с вами тем, какой страх одолевал меня при первом шаге от рассуждений к реальному созданию своей компании.

А вы готовы поделиться своим опытом «первого шага», идеями, трудностями или успехами? Пишите на malish-ap@rbcmail.ru — обсудим.

Возрастная категория материалов: 18+