Вместе с работниками парка он проводит контролируемые отжиги сухой травы по бассейну реки Гильчин, а в минувшую среду Джеб провел показательный отжиг для амурских пожарных.
Сначала теория, затем практика. Джеб привез с собой портативную метеостанцию, которая позволяет измерить соотношение ветра, влажности воздуха и травы, а также температуры. Самое главное — выбрать условия, благоприятные для контролируемого отжига. Есть специальные таблицы и формулы для расчета скорости и направления огня с учетом природных факторов, которые Джеб Барзен применяет много лет.
— В безветренную погоду огонь страшнее — непонятно, в какую сторону он метнется в следующий момент, — говорит американец.— Когда нет ветра, я никогда не поднесу к траве зажженную спичку, это самые страшные условия. Самые благоприятные условия, как правило, появляются вечером, когда влажность повышается и появляется устойчивый направленный ветерок.
Пожарная машина возле усадьбы Муравьевского парка и спасатели с ранцевыми огнетушителями за плечами — картина непривычная. Еще более странным показалось то, что профессиональных пожарных на охраняемой территории учат тушить огонь.
Но президент Муравьевского парка Сергей Смиренский убежден, что есть ряд отличий в подходах экологов и спасателей. Ведь МЧС приходит на помощь, когда огонь уже разгорелся и некогда думать о ветре и влажности, производить замеры — есть пожар, и его нужно тушить.
Контролируемые же отжиги проводятся планово и по своей особой схеме.
— Проливаем водой из насосов полоску земли и вдоль нее пускаем пал, — командует Сергей Смиренский. — Один человек с ранцевым огнетушителем и насосом идет с этого края, второй рядом, контролируя пущенный огонь.
И он объясняет, как малым количеством воды обеспечить максимальную орошаемость территории, как экономить физические усилия в работе с насосом, а затем показывает, как работать приспособлением под названием «хлопуша» — куском резины, прикрепленным к длинной рукоятке. Ручеек огня между тем течет в заданном направлении.
— Таким образом без аврала 5—6 человек, которые подготовлены, могут создать многокилометровые противопожарные полосы вокруг территорий за вечер, — говорит Сергей Смиренский. — Это будничная дешевая работа, но она дает результат.
Специалисты, принявшие участие в «репетиции отжига», оценили увиденное положительно.
— У нас с Джебом вроде бы разные задачи: мы тушим пожары, а Джеб поджигает траву с целью предотвращения пожаров, — говорит Сергей Романов, начальник отдела организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по Амурской области. — Хотя, конечно, наши интересы совпадают, наша общая цель — чтобы не горели леса и угодья. Джеб проводит контролируемые отжиги профессионально, мы это видим. Наша цель — контроль и обмен опытом.
Своевременный и плановый контролируемый отжиг травы — единственное спасение от пожаров, считает президент Муравьевского парка Сергей Смиренский. Водно-болотные угодья есть во многих странах — в Китае, Корее, и там тоже существует проблема весенних пожаров, но экологи сумели найти механизмы защиты.
Искать такие механизмы с привлечением зарубежного опыта побудил пожар в мае прошлого года, уничтоживший 80% территории Муравьевского парка. Напомним, год назад огонь уничтожил два аистиных гнезда и несколько журавлиных кладок (японские и даурские журавли строят гнезда в траве), кроме того, пострадали кладки фазанов и японских перепелов.
Добавить комментарий
Комментарии