Как выгодно использовать это соседство и на что сделать ставку в будущем? Об этом мы говорили с исполняющим обязанности главы района Сергеем Адаменко.
Городской спрос — сельское предложение
— Сергей Владимирович, граница между Благовещенским районом и областным центром с каждым годом все больше стирается. Как это влияет на развитие территории в целом и на жизнь сельских жителей в частности?
— Благовещенский район действительно находится на стыке города и деревни. В этом его особенность. У нас есть территории, которые сегодня выглядят как поселения городского типа, например Тепличный, Чигири, а есть населенные пункты — типичные села. И здесь, на мой взгляд, нельзя противопоставлять эти понятия, нам нужно искать точки соприкосновения, играть на выгодном симбиозе города и села.
Сельское хозяйство продолжает оставаться основой нашей экономики. В былые времена ставка на Благовещенский район делалась как на территорию, которая должна обеспечивать продукцией город. Эта специфика сохранилась и с переходом на рыночную экономику: рынок говорит нам о том, что сегодня это также востребовано. Поэтому фермеры района, выращивая ту или иную сельхозпродукцию, ориентируются прежде всего на потребности горожан. Благовещенск для них — главный рынок сбыта.
Еще одна отрасль, развитие которой напрямую связано с близким расположением района к городу, — жилищное строительство. Наши пригородные села — это спальные районы Благовещенска. У нас есть площадки для строительства, есть инвесторы, готовые освоить эти площадки, соответственно нужны строительные материалы. А это требует развития строительной индустрии — сейчас в Благовещенском районе работают два кирпичных завода. Рассчитываем, что будут появляться новые предприятия. Это производство, рабочие места для сельских жителей, налоги в местный бюджет.
Новые проекты для лучшей жизни
— Не так давно власти Благовещенского района озвучили планы по созданию на своей территории масштабного крестьянского рынка. Что будет представлять собой агропарк?
— Сегодня в любой сфере важно предоставлять услуги надлежащего качества. К сожалению, торговля сельскохозяйственной продукцией в том виде, в котором она организована сейчас, оставляет желать лучшего. Рынок сельхозпродукции выглядит так: кто-то вырастил, кто-то купил и перепродал. Процесс этот, по большому счету, неконтролируемый, отпущен в свободное плавание — к какому берегу причалит, на какие пороги наткнется, так и будет. Результаты ощущают и потребители на собственных кошельках, и производители — заниматься сельским хозяйством становится невыгодно. Львиная доля прибыли оседает в карманах у перекупщиков. Крестьянин трудится полтора года, посредник практически такие же деньги зарабатывает за три дня.
Создание масштабного аграрного рынка позволит максимально приблизить производителей к потребителям. Наценка на товар будет, но минимальная. Это даст толчок не только развитию личных подсобных хозяйств, но и внедрению новых технологий в сельхозпроизводство.
На сегодняшний день уже сформирован земельный участок по свободненской трассе площадью 50 гектаров. При выборе места расположения будущего агропарка мы учли такой момент, как транспортная доступность. Сейчас работаем над созданием проектно-сметной документации, это очень дорогостоящее мероприятие, но мы стараемся изыскать средства. Есть понимание и у районных властей, и у сообщества предпринимателей, что это должно быть организовано на достаточно высоком уровне. На территории крестьянского рынка планируется оборудовать площадки для торговли, складские помещения, хранилища, цеха по первичной обработке сельхозпродукции.
— Еще один проект, с которым связывают будущее территории, — «Казачья станица».Что даст району, где сельское хозяйство является основой жизни селян, появление туристического комплекса?
— В аграрном секторе сегодня делается уклон на внедрение новых, ресурсосберегающих технологий, такого большого количества работников, как раньше, уже не требуется. Рабочие руки высвобождаются, и, я думаю, задача органов власти — найти людям применение в других сферах деятельности. Мы пытаемся координировать эту работу, поддерживаем малый и средний бизнес, создание предприятий в сфере услуг, общественного питания. Например, на выставке-ярмарке «АмурЭкспоФорум» 3 июня будет представлено кафе «Две пятерки». Это наш предприниматель. Уникальность этого предприятия в том, что обычно бизнес идет из города в село, а тут наоборот — из села в город. У Надежды Дурмановой крепкое хозяйство, она закупает свежие продукты у местного населения в селах Новопетровского сельсовета. Все только натуральное, а не мороженое блочное мясо. Это действительно качественная продукция. И предприятие выросло из своих сельских «одежд» и идет в город.
Еще одно интересное для нас направление — туристическое. Туризм сегодня практически не развит в регионе. Но мы видим, что это востребовано. Те проекты, которые мы хотим запустить на территории нашего района, — не из области фантастики и куда-то в никуда. Мы всерьез рассчитываем, что будут потребители этих услуг, это опять-таки занятость нашего населения. Еще один пример. Одним из элементов туристического комплекса «Казачья станица» будет конеферма. И она уже есть в КФХ «С.Е.В.», это хозяйство — участник проекта создания туристического комплекса.
Конечно, туризм не заменит сельское хозяйство, да и задачи такой не стоит. Но стать залогом финансовой успешности района, способствовать увеличению собственных доходов бюджета он просто обязан.
Вернуть любовь к сельскому труду
— Посевная кампания в Благовещенском районе стартовала, какую площадь планируете охватить посевами?
— В этом году мы должны освоить 37 тысяч гектаров посевных площадей. Под зерновые будет отдано 5000 гектаров, в том числе под ячмень — 30 га, пшеницу — 3,5 тысячи, овес — 615 га, гречиху — 80, кукурузу на зерно — 432 га. Соей необходимо засеять 22,5 тысячи гектаров. Картофель займет порядка 2,4 тысячи га, овощи — 550 га, а кормовые культуры — 6,5 тысячи га. Еще 30 тысяч гектаров — резерв, это земли, которые также нужно запускать в оборот.
— Одна из последних рекомендаций, прозвучавших от губернатора руководству района, — поддерживать семейные фермы. Какие перспективы у этого направления развития АПК?
— Речь идет о создании семейных животноводческих ферм. В северных районах области эта программа успешно реализуется. Сначала Благовещенский район не рассматривался в качестве площадки для появления семейных ферм, все-таки это более южная зона. Тем не менее мы получили правительственную поддержку и собираемся работать в этом направлении. Но здесь нельзя действовать по шаблону — создать три-пять ферм и отчитаться. Мы должны дать деньги конкретному человеку, который себя зарекомендовал, поддержать ответственных хозяйственников — помочь с постройкой каких-то подсобных помещений, в приобретении скота и так далее. У нас есть люди, которые держат и по 10, и по 15 коров, им нужно помочь, чтобы они закрепились и внесли что-то новое в свою работу.
У нас другого выбора нет — сельскому хозяйству только жить. Условно весь АПК можно разделить на три группы — крупное товарное производство, фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства.Крупное товарное производство. В этом сегменте, по сути, у нас представлена только одна фирма — АНК. Лишь одно из подразделений этого агрохолдинга — мегаферма «Миланка» — сосредоточено в Благовещенском районе. Предприятие работает по самым современным технологиям, значительная часть нашего населения задействована в АНК. Свою нишу занимают фермерские хозяйства, развиваются и имеют свой процент продукции. И весомый вклад вносят личные подсобные хозяйства. Это не просто экономическая единица, это уже социальная составляющая. Пусть у селянина одна корова, но она основа его благосостояния. Огород 20 соток, но это его огород, который кормит всю семью.
Стараемся строить свою работу в этих трех направлениях, у каждого из которых есть свои особенности.
— Пожалуй, в каждом районе существует проблема — молодежь не едет в село. Чем вы привлекаете молодых специалистов?
— К сожалению, приходится констатировать, что у людей атрофировалось желание работать. Тем более не пользуется популярностью крестьянский труд. Он не интересен и не перспективен для молодежи. Как привлечь молодых? Лишь комплексом мер — тут важны и оплата труда, и подъемные после окончания учебного заведения, и, конечно, жилье. По жилью в Благовещенском районе успешно работает программа «Социальное развитие села», в ней в том числе нашли поддержку и молодые специалисты. На следующий год у нас уже набралось 70 заявок на строительство жилья, это в разы больше, чем было еще три года назад.
Строятся дома в таких деревнях, куда раньше вообще не хотели ехать, к примеру в Дронове, Маркове. Если наши молодые люди будут видеть, что можно закрепиться, они пойдут в село. Наша общая задача — всячески пропагандировать сельский труд.
Добавить комментарий
Комментарии