Бурная молодость

Открываешь тетрадь с волнением — какие мысли доверяет бумаге 78-летний ученый и краевед, чье имя сегодня стало легендой? Он сам дает ответ на вопрос, почему решил взяться за перо.

«Жизнь страны так богата важными событиями, а личная моя жизнь, если и не так богата какими-либо очень важными событиями, то в ней нередко случаются события интересные для меня лично… которые не мешает зафиксировать на страницах летописи моей жизни».

Попытки вести дневник Григорий Семенович пытался предпринять и ранее, но помехами была бурная молодость, совпавшая с очень непростой эпохой.
«После случаев гибели тетрадок дневника 1900—1904 годов в Порт-Артуре, 1905—1910 гг. в Нерчинске (уничтожил сам потому, что так надо было — во избежание неприятностей от полиции, которая очень часто интересовалась моим здоровьем), за 1911-1914 гг. (по такой же причине) я не раз принимался писать Дневник, но по разным причинам бросал это предприятие вскоре по возобновлению ведения записей. Не знаю, надолго ли хватит у меня желания и энергии вести записи дневника на этот раз» (11 января 1959 г.).

Григорий Новиков родился в Нерчинске в семье ремесленника в 1881 году. Работал с раннего детства — помогал отцу, батрачил у разных хозяев. В 15-летнем возрасте поступил рабочим в городскую аптеку — топил печи, мыл полы. Его первым учителем стал помощник аптекаря, в будущем известный революционер и академик Емельян Ярославский. Он научил юношу элементарным правилам русского правописания и латыни.

В октябре 1903 года Григория призвали в армию и направили в Порт-Артур, в Квантунский флотский экипаж. После капитуляции Порт-Артура в декабре 1904 года Новиков вместе с гарнизоном крепости оказался в плену у японцев. Именно этот момент он и упоминает в своем дневнике последних лет жизни, вспоминая гибель его первых дневниковых
записей.

Дневники, уничтоженные в Нерчинске, о которых он упоминает далее, относились к периоду возвращения из плена в родной город. Напитанный революционными настроениями, разночинец Новиков сразу оказался в числе «неблагонадежных», привлекающих внимание полиции. Из Нерчинска Григорий Новиков вместе с семьей уезжает в Сретенск, а оттуда — в Благовещенск. Отныне он связан с этим городом навсегда.

С музеем связан навсегда

В Благовещенске Григорий Степанович работает репортером газеты «Эхо», с 1914 года поступает библиотекарем в детскую библиотеку-читальню имени Льва Толстого. С 1917 года он один из активных работников детского движения, руководит кружками, экскурсиями, детским огородом. И, наконец, в 1927 году приходит на работу в Амурский окружной музей, которому отдал более 30 лет жизни.

В дневнике 1959—1961 годов Григорий Степанович весьма эмоционально пишет о работе музея — он уже давно на пенсии, но регулярно приходит в музей, чтобы систематизировать книги в библиотеке. За это дело он взялся по собственной инициативе. И больше всего его огорчает, что «работники музея не болеют душою за дело, которое они взялись выполнять…».

Он сетует, что на выходных, когда в музей приходят студенты, на месте нет дежурного специалиста, который помог бы найти нужную книгу или документ. Что экспонаты порой свалены в кладовых музея.

С большим удовольствием 78-летний ученый пишет о своем общении с краеведами-энтузиастами, создающими школьные музеи — при белогорских школах № 3, № 4, в школах Ромн и Екатеринославки. Кроме того, Григорий Степанович часто консультировал участников научных экспедиций.
«Сегодня написал некоторые пункты к плану и инструкции предполагаемой экспедиции группы студентов Педагогического института к верховьям реки Зеи.

На притоке Зее Онони будто бы находятся наскальные письмена (писаницы) и пещеры к которым и намерены направиться путешественники. Я написал, как обследовать тоже объекты, заснять на план, скалькировать и т.д. Советую розыскать и обследовать остатки казачьего Верхозейского острога XVII века, находящиеся у озера Бебаки на левой стороне Зеи, против устья р. Брянты» (7 апреля 1959 г.).

Сами плачем, а сердце радуется

Дневник свидетельствует о том, что Григорий Степанович был человеком своего времени. Несмотря на почтенный возраст, Новиков-Даурский почти до самой кончины работал в библиотеке музея, писал статьи, вел переписку с историками, краеведами, писателями, выступал перед школьниками и студентами и даже выезжал в экспедиции.

Бытовые условия его жизни были непростыми — об этом он тоже пишет в своем дневнике. Квартира, где жили Новиковы, была сырой и холодной. Григорий Степанович рассказывает, как их с женой попросили выехать из квартиры на два месяца, так как дом будет ремонтироваться. Супруга Варвара Петровна спешно собрала вещи, однако ремонт отложили «до тепла». Затем их переселили в сарай, где «температура весьма «прохладительна», сквозь щели дует ветер». В результате дом был отремонтирован плохо.

«В углах образовался лёд, дверь в сени обмерзает и продувается ветром, с окон течёт вода. Все эти явления — результат недобросовестной работы» (7 января 1961 г.). «И вот мы седяхом на реках вавилонских и плакахом…» — иронично завершает он описание трудностей быта строчкой из Библии.

Но при этом Григорий Степанович с гордостью за свою страну и с детским восторгом рассказывает о полетах в космос.

«2-го января нашими советскими учёными и техническими специалистами совершён запуск космической ракеты-планеты, которая 9-ые сутки носится в космическом пространстве, занимая свою орбиту в ряду планет солнечной системы, она явилась, так сказать, новорожденной планетой, рождённой не слепыми космическими силами, а гением человека... Как, должно быть, обескуражены кичливые американские империалисты атомщики?! Они хотели переплюнуть Советский Союз в ракетостроении, но, со своими «авангардами», «юпитерами» и прочими снарядами, оказались шокированными… Как это хорошо! Какими «семивёрстными» шагами идёт вперёд Советская наука и техника! Сердце радуется!» (11 января 1959 г.).

«Как я счастлив, что дожил»

Последняя запись в дневнике от 13 февраля 1961 г. полна оптимизма. «В какой чудный век живёт теперешнее поколение людей. Как я счастлив, что дожил до этого…». Григорий Степанович особенно торжествовал, когда был запущен первый космический корабль с собаками на борту, выражая надежду, что близко то время, когда в космос полетит человек. Но дожить до этого события ему не привелось: 13 апреля 1961 г. он скончался…

На последней странице дневника незнакомой рукой сделана приписка:

«Григорий Степанович не узнал о полёте человека в космос, т.к. был в больнице и умер. Полёт совершил Юрий Алексеевич Гагарин и был в полёте 1 час, благополучно приземлился. Сообщением в газете о событиях этого часа была задержана доставка газеты в день похорон Гр. Степановича, и многие не знали о похоронах и пришли на кладбище уже когда закапывали останки Гр. Степ.».

Дневник Г. С. Новикова-Даурского подарила музею в 2007 году ветеран амурской журналистики Антонина Токмакова. Эту тетрадь журналистке и автору радиопередачи «От сердца к сердцу» принесла женщина, пожелавшая остаться неизвестной. Передавая дневник, она выразила надежду, что когда-нибудь журналистка расскажет в одной из передач о его авторе. Антонина Андреевна была лично знакома с Григорием Степановичем со студенческих лет, где-то с 1954 года. Этот интеллигентный, исключительно увлеченный своим делом человек, влюбленный в историю родного края, оставил в ее памяти самые теплые воспоминания.

Елена Иванова, заместитель директора Амурского областного музея: — Этот год юбилейный не только для музея, но и для Григория Степановича Новикова-Даурского — в 2011-м исполняется 130 лет со дня его рождения и 50 лет со дня его смерти. В дневнике освещаются разные стороны жизни Григория Степановича: работа в музее, деловая и личная переписка, научно-исследовательская, публицистическая и общественная деятельность, быт. По ним можно судить о всесторонне одаренной личности известного краеведа, исследователя, человека с активной гражданской позицией, который не оставался в стороне ни от одного значимого события. Двухлетняя история страны и малой родины запечатлена так подробно, что этот источник равно интересен историку, археологу, геологу, лингвисту, музейному работнику — каждый найдет в нем нужную и важную для себя информацию.

Объявлен сбор средств для приобретения памятника

В этом году музей планирует благоустроить место захоронения Г. С. Новикова-Даурского. Необходимо заменить оградку, установить новый памятник, облагородить территорию. Коллектив музея обращается к жителям Благовещенска и Амурской области с просьбой оказать помощь в сборе денежных средств на приобретение памятника и оградки.

Средства можно перечислить:

УФК по Амурской обл. (минфин АО, ГУК «АОКМ», л/сч 02232003600)ИНН 2801035305, КПП 280101001
р/сч 40603810700001000001
в ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛ.
БИК 041012001
КБК 91730399020020000180

ОКАТО 10401000000

л/сч 06917234731 п.п. 2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Возрастная категория материалов: 18+