— Потому что мы занимаемся бассейном реки Амур в России, Китае и Монголии. Офис находится во Владивостоке, но мы работаем в пяти субъектах РФ от Забайкалья до Приморского края. Программа «Зеленый пояс Амура» — наша главная работа, мы ее ведем 15 лет. За это время создано более 4 миллионов гектаров новых заказников и заповедников, национальных парков, причем половина из них — в Амурской области.
Здесь появились один заповедник и 15 заказников — это очень большое достижение в создании системы особоохраняемых природных территорий (ООПТ). Поэтому по поручению генерального директора WWF Inteational Джеймса Липа я вручил сертификат «Хранителя Земли» губернатору Олегу Кожемяко.
Что в сегодняшнем состоянии Амура беспокоит экологов?
— Строительство ГЭС. Против Нижне-Бурейской и Нижне-Зейской мы не возражаем, они будут на той же воде работать, которая идет с уже действующих ГЭС. Мы против строительства станций на новых реках. И особую тревогу вызывает желание китайцев построить ГЭС в главном русле Амура, в районе Хингана. Там недалеко Харбин, и это место китайцам кажется удобным. Если это случится, то река будет перерезана, и ни лососевых, ни осетровых рыб у нас уже не будет никогда. Это международный проект, и согласиться на него должны обе стороны. Российская сторона против. Ведь это последняя река в Азии, которая не перегорожена плотинами.
Главная проблема Амура?
— Загрязнение. После катастрофы на одном из заводов, когда в Сунгари излилось пятно бензола и была прямая угроза загрязнению Амура, Китай серьезно озаботился проблемой. Везде были построены хорошие очистные сооружения. Китайцы убрали старые заводы, построенные еще при японцах, которые загрязняли воду. С китайской стороны Амур стал очищаться. Теперь и нам пора об этом серьезно подумать. У нас проблема с очисткой канализационных стоков. И большое загрязнение идет от плотин, ведь когда строили Зейскую и Бурейскую ГЭС, под водой в зоне затопления осталось много деревьев. Дерево, разлагаясь в воде, выделяет фенол, который загрязняет воду, забирая кислород, делает воду безжизненной. Еще одна проблема — идет смена гидрорежима реки из-за сброса воды ГЭС зимой.
Государственная граница не мешает сохранению редких видов, ведь животным иногда приходится ее пересекать?
— Граница — это большой плюс, она позволяет сохранить нетронутыми экосистемы, потому что это места, где не идет экономическое освоение территорий, как в других местах. Поэтому мы и пытаемся сохранить зеленый пояс Амура. У нас немало заповедников и заказников, имеющих двусторонние соглашения о сотрудничестве с китайской стороной. В Амурской области это Хинганский заповедник. Соглашение дает возможность проводить совместные учеты птиц, обмениваться специалистами — такой обмен позволяет посмотреть, что происходит у соседей. Второе направление — это экопросвещение, обмен детскими делегациями.
Нам очень важно сотрудничать с китайской стороной, потому что только вместе мы можем сохранить мигрирующие редкие виды птиц. Даурский и японский журавль, дальневосточный аист селятся у нас в долине Амура, а зимуют в Китае или Японии. Особенно это касается аиста, он зимует только в бассейне реки Янцзы, и в отличие от журавля, аист летит маленькими кочевками, по 100—200 километров. Нужно сохранить всю эту цепочку остановок в Китае, где он мог бы отдохнуть и подкормиться. И если пропадет хоть одно место, птицы могут погибнуть.
Амурский филиал WWF занимается сохранением амурского тигра, есть успехи?
— Эта программа в большей степени реализуется в Приморском и Хабаровском краях, но я рад, что и в Амурскую область пришел тигр. Два тигра ходят в Архаринском районе, там встречаются их следы. В этом году специально собрали их экскременты, чтобы провести генетический анализ и выяснить, откуда появились эти тигры, проследить их историю. Мы собрали экскременты тигров, чтобы отправить их в Японию. Такую работу мы делаем раз в три года, поскольку анализы весьма дорогостоящие.
Мы продолжаем наблюдать за «тигрицей Путина», она недавно снова стала мамой, этой весной родила еще трех тигрят. Первую тройню она уже вырастила — двух мальчиков и девочку. Серьга — очень хорошая мама. Ошейник у нее уже не работает: батарейки разрядились, их хватает на два года. За тигрицей мы теперь наблюдаем через фотокапканы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии