Столько времени ушло у меня на сдачу квартальной отчетности во внебюджетные фонды. И это помимо обязанности подачи документов в налоговую инспекцию. Стоя в очереди, начинаешь задумываться о смысле такой вот работы чиновников. Идея существования внебюджетных фондов вполне разумная: страховать людей от потери заработка на случай наступления старости, заболеваний, родов. Вот только обслуживание всего этого процесса для работодателей превращается в услуживание для чинов. К сожалению, чаще всего не готовы представители фондов и налоговых инспекций выступать в роли консультантов и помощников, которые бы понятно объясняли правила игры и создавали все условия, чтобы бизнес-сообществу было удобно исполнять свои обязанности.

На деле все, кто сталкивается с надзорными органами, скажут обратное: это мы работаем на инспекторов, чтобы им было комфортнее в удобное для них время принять нас и отчеты, в которых удобнее разобраться контролерам, но не составителям отчетности.

Возможно, кто-то не согласится со мной, но заметные улучшения в приятную сторону можно наблюдать в работе регионального отделения ФСС в Благовещенске. С каждым отчетом очереди движутся все быстрее, а инспектора, по крайней мере, которые попадались мне, готовы не только помочь исправить ошибки в отчете, но и принять их тут же с исправлениями, не заставляя тратить время на переезды по городу. Более того, в этом фонде даже возможно дозвониться до специалистов и получить консультацию. Что в 21-м веке для контролирующих органов действительно большой прогресс.

Кстати, если не верите, попробуйте позвонить в Пенсионный фонд и налоговую инспекцию в разгар отчетного периода. Если вам и ответят, то, скорее, скажут, что вопрос не в их компетенции, и назовут номер другого специалиста. И так далее, и так далее. У меня в итоге получилось, что нюансы заполнения формы 2-НДФЛ в инспекции не знал никто.
Однако в чем законодатели все-таки подвели ФСС, так это с отчетом. Только представьте, что новая форма отчета была введена в действие 4 апреля. То есть с 1 по 3 апреля нужно было отчитываться по старому образцу, а с 4 по 15 апреля — по новому. Вот так сотням предпринимателей вместо решения бизнес-вопросов приходится заниматься тонкостями перезаполнения отчетов
Еще дальше пошел Пенсионный фонд. Из собственного опыта: 15 апреля отстояв многочасовую очередь к инспектору, узнаю, что формы персонифицированного учета поменялись, но новые образцы появятся на сайте фонда только через день. И это в разгар отчетности. Пришлось переделывать все формы, вновь и вновь отстаивать очередь. Как видится, руководителей пенсионных структур не очень-то волнует потерянное время представителей малого бизнеса.

И все же для решения проблемы представителям малого бизнеса предлагают сдавать отчетность через интернет. Вот только кто подсчитает затраты предпринимателей на покупку электронно-цифровой подписи, обслуживание программы и стоимость интернет-канала. Да и главная проблема остается в том, что каждый квартал в отчетность законодатели вносят изменения, меняют шифры и правила расчета. С такими ускоренными изменениями каждому предпринимателю придется держать в штате отдельного бухгалтера, который будет составлять и сдавать отчетность. Действительно, проблемы малого масштаба.

Возрастная категория материалов: 18+